В настоящее время в логопедии существует две классификации: клинико-педагогическая (клиническая) и психолого-педагогическая
I. Клинико-педагогическая
Клиническая создавалась на исследованиях философов, врачей, неврологов. Началась со времени Гиппократа (2 век до н.э.), следовательно, клинической классификации более двух тысяч лет. В этой классификации учитываются следующие параметры:
1. какой из речевых анализаторов нарушен: речеслуховой или речедвигательный
2. каков характер нарушения: органический или функциональный
3. какой отдел анализатора нарушен: центральный или периферический
4. время наступления речевого расстройства: в до речевом периоде или после него (после 3х лет)
На основании указанных параметров по клинической классификации определяются: механизм, структура, симптоматика речевого расстройства и разрабатываются дифференцированные методики логопедической работы.
В клинической классификации выделяются два расстройства: расстройства устной речи и расстройства письменной речи