ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Раздел II.
Познавательные процессы
Учебное пособие
Тюмень 2007
Морева Г.И. Общая психология. Познавательные процессы: Учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. – 710 с.
Учебное пособие представляет собой попытку выделить курс «Познавательные процессы» как самостоятельный раздел дисциплины «Общая психология». В пособии представлены все материалы, необходимые студенту для изучения курса. Теоретические материалы содержат основные понятия по изучаемым вопросам. В прикладном разделе пособия студентам предложены вопросы для обсуждения, материалы для практического изучения, дополнительные материалы, глоссарий, а также вопросы для самопроверки.
Пособие предназначено для студентов всех форм обучения по специальности 030301 «Психология» (в том числе заочной с применением дистанционных технологий).
Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией факультета психологии.
Рецензенты: О.М. Чикова,
|
|
кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Института педагогики, психологии и управления
Е.Л.Доценко,
доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии Тюменского государственного университета
© Тюменский государственный университет, 2007
© Институт дистанционного образования ТюмГУ, 2007
© Издательство Тюменского государственного университета, 2007
© Г.И. Морева, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ... 12
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 12
Пояснительная записка. 12
Содержание дисциплины.. 14
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.. 25
Календарно-тематический план работы.. 25
Методические рекомендации по отдельным видам самостоятельной работы.. 30
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ... 43
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.. 43
1.1. Познавательная деятельность и ее характеристики. 43
1.2. Проблема выделения познавательных процессов. 49
1.3. Проблема генезиса познавательных процессов. 53
1.4. Схематический анализ понятийного состава классических психологических концепций 56
Резюме. 71
Вопросы и задания для самопроверки. 71
ГЛАВА 2. ОЩУЩЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕНСОРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА 73
2.1. Сущность процесса ощущения. Роль ощущений в жизнедеятельности человека. Понятие об ощущении. 73
2.2. Общие свойства и закономерности ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия. Развитие чувствительности. 77
2.3. Классификация ощущений. 84
Резюме. 93
Вопросы и задания для самопроверки. 93
ГЛАВА 3. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРОЦЕСС: ПОРОЖДЕНИЕ ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБРАЗА. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ.. 98
|
|
3.1. Понятие о восприятии. Проблема генезиса восприятия. Роль моторных компонентов в процессах восприятия. 99
3.2. Основные характеристики восприятия. Феномены восприятия. 104
3.3. Нейрофизиологические основы восприятия. 117
3.4. Виды восприятия. 119
Резюме. 131
Вопросы и задания для самопроверки. 131
ГЛАВА 4. ВНИМАНИЕ: ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ ВНИМАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.. 133
4.1. Сущность внимания. Внимание как процесс и состояние. 134
4.2. Свойства внимания. 137
4.3. Виды внимания. 142
4.4. Физиологические механизмы внимания. 144
4.5. Теоретические модели внимания. 148
4.6. Развитие внимания. 157
Резюме. 158
Вопросы и задания для самопроверки. 159
ГЛАВА 5. ПАМЯТЬ: ФАКТЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ, ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ.. 160
5.1. Сущность памяти и ее основные функции. 161
5.2. Соотношение представлений, первичных образов памяти и персеверирующих образов 165
5.3. Нейрофизиологические и психофизиологические механизмы памяти. 168
5.4. Законы, явления и эффекты процессов памяти. 171
5.5. Нарушения процессов памяти. 175
5.6. Представления о памяти в научных теориях. 177
Резюме. 181
Вопросы и задания для самопроверки. 181
ГЛАВА 6. МЫШЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ 189
6.1. Понятие о мышлении. Мышление как высший познавательный процесс. 190
6.2. Основные фазы мыслительного процесса. 194
6.3. Основные мыслительные операции. 206
6.4. Формы мышления. 214
6.5. Виды мышления. 217
6.6. Развитие мышления в онтогенезе. 222
6.7. Нарушения процесса мышления. 225
6.8. Теоретические и эмпирические подходы к изучению мышления. 228
6. 9. Способы активизации мышления (Р.М.Грановская) 238
Резюме. 255
Вопросы и задания для самопроверки. 256
ГЛАВА 7. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. 260
7.1. Понятие о языке и речи. Виды и функции речи. 260
7.2. Речь и мышление, их генетические корни. 266
7.3. Теории развития речи. 267
7.4. Развитие речи у детей, формирование понятий, значений и смысла слова. 270
Резюме. 276
Вопросы и задания для самопроверки. 277
ГЛАВА 8. ПСИХОЛОГИЯ ВООБРАЖЕНИЯ.. 279
8.1. Природа и функции воображения как познавательного процесса. Своеобразие образов воображения 281
8.2. Виды воображения. 289
8.3. Приемы создания образов воображения. 293
8.4. Индивидуальные различия и развитие воображения. 298
Резюме. 301
Вопросы и задания для самопроверки. 302
ГЛАВА 9. Познание природы – путь к выживанию цивилизации. 306
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 316
ПРАКТИКУМ... 317
Тема: Изучение закономерностей ощущений и восприятия. 317
Тема: «Исследование закономерностей процесса памяти». 324
Тема: «Изучение особенностей внимания». 343
Тема: «Исследование особенностей мыслительной деятельности и речи». 347
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ.. 358
Тесты для самоконтроля. 358
Ключи к тестам для самоконтроля. 370
Задания для контрольных работ. 371
Экзаменационные вопросы.. 376
ГЛОССАРИЙ.. 380
ХРЕСТОМАТИЯ.. 396
А.Н. Леонтьев Образ мира. 396
Ф.Х. Оллпорт. Феномены восприятия*. 409
Ч. Осгуд. Значение термина восприятие*. 421
Л.М. Веккер. Психические процессы. Введение. 425
У. Джемс. Внимание. 432
Э.Б. Титченер. Внимание. 452
С.Л. Рубинштейн. Основные свойства внимания. 464
Ж. Годфруа. Мышление и речь. 479
А.Н. Леонтьев. Развитие высших форм запоминания. 481
Д. Норман. [Схемы] 499
Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон. Творческое и критическое мышление. 511
Ч. Осгуд. Точка зрения гештальттеории *. 516
Д. Креч, Р. Кречфилд, Н. Ливсон. Факторы, определяющие решение задач. 529
Г. Эббингауз.Смена душевных образований (1) 539
А.А. Смирнов.Произвольное и непроизвольное запоминание. 561
Т. Рибо. Психология внимания. 589
Т. Рибо. Анализ воображения. Эмоциональный фактор. 642
Л.М. Веккер. Пространственно-временная структура ощущений. 649
|
|
Т. Рибо. Анализ воображения. Интеллектуальный фактор. 656
Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление. 663
К. Гольдштей. Абстрактное и конкретное поведение. 678
Л.С. Выготский. О природе эгоцентрической речи. 682
Л.С. Выготский, Л.С. Cахаров. Исследование образования понятий: методика двойной стимуляции 692
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 708
ПРЕДИСЛОВИЕ
Раздел «Познавательные процессы» является одним из центральных в курсе «Общая психология». Познание – основная функция психики, определяющая развитие многих психических функций (эмоционально-волевые характеристики, отношение к действительности, характер деятельности и др.)
В данной курсе ставится цепь: на основе всестороннего рассмотрения сущности и важнейших характеристик познавательных психических процессов (ощущения, восприятия, мышления, памяти и воображения) обеспечить прочное овладение ими и способность к анализу реальной действительности.
В самом начале следует уточнить, что указанных процессов призваны выявить их вторичность, зависимость от рефлекторной, отражательной функции мозга. Ощущения, мысли — суть продукты человеческого мозга, образующиеся в познавательной деятельности личности.
Производный, вторичный характер чувственных и логических образов обнаруживается в том, что они суть отражения объективной реальности; их содержание определяется не внутренним миром субъекта, его желаниями и целями, а свойствами, связями и отношениями самого предметного мира.
Несостоятельными следует считать утверждения, будто в наших ощущениях и восприятиях даны состояния и свойства самих органов чувств, что они — не более как символы, условные обозначения. Истина же в том, что чувственные образы, понятия и мысли отражают свойства объективного мира, являются его копиями, снимками, образами, а не условными знаками; они совпадают с самими вещами, явлениями и процессами действительности во всех отношениях, кроме одного: вещи — материальны, а их образы в нашем сознании — идеальны.
Важно при этом иметь в виду, что совпадение образов вещей и самих вещей, т. е. адекватность их отражения, обусловлено естественно-историческим процессом эволюции отражательной способности нервной системы, органов чувств. Именно эта эволюция обеспечила системе анализаторов способность давать объективную, в основном адекватную информацию о свойствах внешнего мира и тем самым определила возможность его познания и преобразования в интересах человека. Даже в тех случаях, когда явление непосредственно не воспринимается нашими органами чувств или отражается неполно и даже неадекватно (иллюзии восприятия, например), человек в состоянии правильно познать это явление, устранить возможные искажения.
|
|
Следует обратить внимание на то, что наши ощущения, мысли и другие познавательные психические процессы не обладают свойствами материальности, вещественности. Поэтому совершенно лишены научных оснований любые попытки отрицать идеальность психического, сводить его к материальному, либо отождествлять мыслительную деятельность человека с работой «думающих» ЭВМ и т. п.
Мысль идеальна — в этом ее важнейшее качество, позволяющее сознанию эффективно выполнять свою важнейшую функцию — «мысленное построение действий и предвидение их последствий, контроль и управление поведением личности, ее способность отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном духовном мире» (философский словарь).
Мысли человека, материализуясь и опредмечиваясь в языке, продуктах вещественной деятельности, становятся достоянием всего человечества, накапливаются и функционируют в виде опыта, знаний, умений, передающихся от поколения к поколению, оказывая тем самым активное влияние на все сферы жизнедеятельности общества.
Хотя мыслящий человек не только познает, но и «творит», преобразует внешний мир, но при этом он неминуемо подчиняет свою предметную деятельность познанной объективной необходимости и закономерности, а не субъективному произволу.
Приступая к анализу методологических характеристик отдельных познавательных процессов, важно уяснить не только особенности каждого из них, но главное то, как они взаимосвязаны друг с другом, каковы их место и роль в жизнедеятельности отдельного человека, группы, коллектива, общества в целом.
Что касается восприятия, то здесь важно не только отметить ого отличие от ощущения, но и показать их общую природу как субъективных образов объективного мира, активных регуляторов целесообразной деятельности человека. Рекомендуется также провести сопоставительный анализ физиологических механизмов восприятий и ощущений. Изучая процессы восприятия, нельзя упустить вопросы об иллюзиях восприятия, их природе и познавательной ценности, о развитии наблюдательности психологов, об особенностях восприятия человека человеком и их влиянии на культуру общения людей.
В психической жизни человека памяти принадлежит особое место. Память – процесс, позволяющий организовать нашу жизнедеятельность. На основе памяти осуществляются такие психические процессы, как представление, мышление, воображение и творчество. Вот почему в центре внимания должно быть овладение закономерностями процессов памяти, глубокие знания и умения развивать мнемические свойства личности, организовывать заучивание, использование логических приемов запоминания и т. п.
Серьезное внимание должно быть уделено представлениям, которые хотя и являются чувственными образами предметов и явлений, тем не менее, несут на себе черты некоторой обобщенности, выделения и закрепления в памяти наиболее характерных наглядных особенностей, свойственных целому классу сходных объектов. По степени обобщенности различают единичные, особенные и общие представления. Сравнивая образы представлений и восприятий, нельзя не заметить, что первые поднимаются над непосредственной данностью единичных предметов и приближаются к понятиям. Ценность представления состоит в том, что его образы могут относиться не только к настоящему, но и к прошлому и будущему, что тесно связывает его с абстрактным мышлением. Именно через общие представления осуществляется качественный переход познавательных процессов от живого созерцания (ощущения, восприятия) к мышлению (понятия, суждения), т. е. к высшей форме опосредствованного и обобщенного отражения действительности.
Приступая к изучению мышления, требуется видеть в нем естественный продукт становления и развития человеческого общества, то, что оно носит общественно-исторический характер и заключается в целенаправленном, опосредствованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий.
Возникая на основе общественной практической деятельности, мышление в свою очередь обусловливает сознательную деятельность каждого индивида, аккумулируя не только собственный опыт, но также опыт и знания всего человечества, накопленные на протяжении всей истории общества и закрепленные в его духовной и материальной культуре, словарном запасе языка и т. п.
Особенностью мышления является то, что оно имеет понятийный характер.
Особенно важно формировать у школьников способность творческого воображения, с помощью которого сознание способно выйти за пределы действительности во времени и в пространстве, создавать образы далекого прошлого и будущего, образы того, что есть и чего нет, но может быть, и даже того, чего нет и быть не может. Воображение опережает явления и процессы реальной действительности. Однако это не означает, что оно — результат чистого вымысла. Напротив, воображение причинно обусловлено активностью коры головного мозга, его способностью перегруппировки имеющихся в памяти представлений и образования на этой основе новых ассоциаций и новых образов действительности. Воображение лежит в основе творчества как высшего уровня познания, оно объединяет в единое целое познавательную, эмоциональную и волевую сферы сознания, обеспечивая тем самым высокую эффективность всех форм человеческой деятельности.
Завершая изучение дайной темы, надо обратиться к выявлению связи рассмотренных психических познавательных процессов с такими важнейшими содержательными и структурными компонентами психики, как слово и речь. Особенно тесная взаимосвязь существует между мышлением и речью. «Осуществляя речевую деятельность, человек мыслит; мысля, он осуществляет речевую деятельность» (Спиркин А.Г.). При этом язык рассматривается как объективное явление жизни людей, исторически сложившаяся система знаков, служащих орудием мышления. С помощью языка осуществляется познание, хранение, переработка и передача информации, объективация идеального, а также управление человеческим поведением. Возникнув в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей, язык стал мощным средством развития человека и общества. Благодаря ему осуществляется специфически человеческая форма передачи социального опыта, культурных норм и традиций, через язык реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох.
Язык находится в сложном единстве с речью, что нередко служит причиной их ошибочного отождествления. В отличие от языка речь — явление психическое, она носит сугубо индивидуализированный и личностный характер. Речь определяют как исторически сложившуюся форму общения людей посредством языка, по правилам и законам данного языка. Иными словами, речь — это язык, функционирующий в конкретных актах общения. Если язык — средство общения, то речевое действие — это сам процесс вербального общения, один из видов коммуникативной деятельности обмена мыслями между людьми. Но с помощью речи мысли не только формулируются, высказываются, но и формируются, создаются, возникают.
Разделение познавательных процессов на ощущения, восприятие, память, мышление и т.п. – есть необходимость, определяющая невозможность изучения целого без анализа этого целого. Целое – познавательная деятельность, а познавательные процессы – ее составные. В любой науке, чтобы изучить явление, его надо разложить на составные части.
Однако, несмотря на внешнее разделение познания на отдельные познавательные процессы, следует отметить, что все они осуществляются в тесной взаимосвязи. В жизни все познавательные процессы сливаются в единый поток психической жизни, где все в друг друга переливаются, друг от друга зависят.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Пояснительная записка