«Познавательные процессы» составляет раздел курса «Общая психология» (базовой общепрофессиональной дисциплиной), входящей в учебный план специальности 020400 «Психология».
Цель курса – формирование у студентов адекватного представления о предмете, методах и задачах психологии познавательных процессов, месте данного раздела в системе психологических знаний, базовых категориях и понятиях, основных методологических и исследовательских проблемах и путях их решения.
Задачами изучения курса являются:
1. Знакомство с основными категориями и понятиями психологии познавательных процессов, ее методами, критериями и стадиями развития психического отражения.
2. Анализ основных подходов к изучению познавательных психических функций и познавательной сферы в целом.
3. Освоение студентами классических и современных подходов к решению проблем психологии познания.
4. Рассмотрение методов и результатов экспериментального исследования собственно познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышления), а также универсальных психических процессов (памяти, внимания, воображения).
|
|
5. Формирование основ профессионального мышления психологов.
Требования к уровню освоения содержания курса. В результате изучения курса “Психология познавательных процессов” студенты должны получить прочные знания основных понятий психологии познавательной деятельности, отчетливые представления об истории становления предмета, о специфике и стадиях развития психического отражения, знать принципы ассоцианистического, бихевиористического, гештальтистского, когнитивистского подходов, иметь четкое представление о ключевых проблемах классической и современной психологии познания и путях их решения. Конечные результаты освоения предполагают знание студентами основных психологических категорий и понятий, теоретических подходов к изучению человека как субъекта познания, основных экспериментальных путей решения ключевых проблем психологии познания, закономерностей развития познания, места и роли познавательной сферы в общем психическом развитии человека. На основании изученного материала студенты должны уметь самостоятельно разбираться в постановке и решении проблем, связанных с развитием познавательных психических процессов, иметь прочные навыки работы с учебной и научной психологической литературой, получить первичные навыки построения самостоятельных теоретических и экспериментальных психологических исследований.
Программа предусматривает проработку учебного материала на трех взаимодополняющих друг друга уровнях: лекционном, семинарском, практическом. Успешное освоение данной дисциплины предполагает изучение учебной и собственно научной литературы, подготовку докладов по отдельным темам, проведение самостоятельных исследований.
|
|
Итоговые формы контроля – экзамен. Формы промежуточного (текущего) контроля: решение проблемных задач, программированный опрос, устный опрос на семинарских занятиях, письменные контрольные работы, сдача коллоквиумов, подготовка рефератов и др. Программа содержит обширный список литературы, охватывающей все разделы курса.
Содержание дисциплины
Тематический план курса
Темы | Кол-во часов | ||||
Всего | Лекции | Семинары | Самостоят. работа | ||
1. | Введение в психологию познавательных процессов. Виды познавательных процессов; критерии их классификации | ||||
2. | Ощущения и представление о сенсорной организации человека | ||||
3. | Восприятие как процесс: порождение перцептивного образа. | ||||
4. | Внимание: феноменология, закономерности, проблемы изучения. Исследования внимания в психологии. | ||||
5. | Память: факты, закономерности, проблемы изучения. Исследования памяти, проблема развития памяти | ||||
6. | Мышление как процесс. Экспериментальные исследования мышления. | ||||
7. | Мышление и речь. Роль речи в развитии познавательных функций | ||||
8. | Воображение: феномены, виды. Творческое воображение: возможности и ограничения методов стимуляции творчества. Познание, творчество, личность | ||||
9. | Всего: |