По принципам междунар деят:
² Имперская модель – навязыванеи силовым путем желательных для имперского центра моделей поведения др S международных отношений.
² Нац- гос модель – конкурентное отстаивание нац интересов на на международ h, призание суверенитета др го-св.
² Постгос-ая модель – широкое исп инф влияния, возд через межправите, неправит, международные организации, эк и финансовые манипуляции.
Сейчас гос-ва исп послед тип называют неоимперскими. США – прямое навязывание. ЕС, ЯП – междунар- полит, эк и инф влияние. Рф – нац – гос модель, но ее попытки влиять на страны СНГ оцениваются как имперские настроения.
По типу режима:
² Авторитарная
² либерально-демократическая
² этатистско-демократическая
Предполагается, что дем гос проводят более миролюбивую, направленную на сотрудничество внешнюю политику- по крайней мере в отношении подобных им демократических государств. Это обусловлено институциональными ограничениями. Напротив, государства авторитарные менее предсказуемы и в целом более агрессивны. При этом излишняя прозрачность и либеральность политического режима делают государство незащищенным от возможного негативного и даже разрушительного внешнего влияния.
|
|
По международному статусу государства внеш политика:
² сверхдержавы,
² мировой державы,
² региональной державы,
² нейтрального государства,
² сателлита,
² изолированного государства.
Мировые державы характеризуются:
1) наличием военно-стратегических сил глобального радиуса действия
2) передовой экономикой;
3) открытым обществом;
4) ответственным отношением к общемировым проблемам.
Сверхдержава - государство, значительно превосходящее другие государства по совокупности названных характеристик (США).
Основными задачами внешней - сохранение существующего миропорядка, социальные и эк инновации, построение коалиций для решения общемировых проблем.
Мировые - государства, уступающие сверхдержаве, но обладающие высокими показателями по большинству названных характеристик (Китай, РФ, Индия, Яп, Вел, Фр, Гер). Могут иметь различное отношение к существующему миропорядку, одобрять его выступать за его корректировку или коренной пересмотр.
Региональные державы играют ведущую роль в рамках региональных подсистем международных отношений, однако их позиция оказывает значительное влияние на глобальный баланс сил (Бразилия, Аргентина. ЮАР, СА, Египет, Иран, Пакистан, ЮК, Индонезия, Австралия).
Нейтральные – гос-ва, решающие на международной арене сугубо внутренние задачи.
Сателлиты - государства, зависимые в проведении внешнеполитического курса.
«Государства-изгои» -свобода его действий во внешней сфере целенаправленно ограничивается международным сообществом.