Чрезвычайные процедуры

В этой части мы рассмотрим
некоторые, наиболее предсказуемые неприятности, с которыми может столкнуться
аквалангист при погружениях с проникновениями, а также возможности выхода из
сложившихся ситуаций. Пожалуй, наиболее стрессовыми для подводника оказываются
те случаи, когда катастрофические неполадки оборудования приводят к потере воздуха. Именно поэтому мы сначала
рассмотрим данный аспект. По-видимому, потерю воздуха из-за неполадок с
оборудованием можно практически свести к нулю. Для этого рэк-дайвер должен
грамотно подобрать снаряжение и составить тщательный план. Во-первых, для
устранения травления первой или второй ступени можно воспользоваться вентилем
на соответствующем баллоне.
Во-вторых, наиболее вероятными местами травления воздуха оказывается
поврежденный регулятор или вентиль
баллона, т.е. повреждение изолирующего слоя между вентилем баллона и кольцом O-ring в
регуляторе. Если травление начинается из-за разрывного
диска, манифолда или кольца O-ring в баллоне, то изолировать можно с помощью
изолирующего манифолда на спарке. В данном случае подводник может продолжать
дышать из травящего баллона, а когда воздух в нем закончится, то можно будет
переключиться на второй баллон, в котором все еще остается хотя бы треть от
первоначального запаса дыхательной смеси. В ходе тренировок в открытой воде вы
будете отрабатывать этот навык по закрытию вентилей. Тем не менее, повторюсь
еще раз – самый лучший способ справиться с подобными проблемами заключается в:
- тщательном подборе и проверке снаряжения до начала дайва, включая проверку на
травление. Очень редко бывает так, что при максимальном давлении в воздушной
системе нет никаких неполадок, но катастрофа возникает тогда, когда давление
падает. Соответственно, при проверке на травление аквалангист уже в начале
дайва получит предупреждение о грозящей проблеме.

Если и это не помогает, то
остается еще запасной вариант – дыхание из октопуса напарника. Трудность в
применении данного навыка состоит в том, что всех ему когда-то учат, но очень
редко дело доходит до его практической отработки. Может быть, вы умеете
правильно выхватывать октопус своего напарника, но выполнение S-навыка подразумевает отработку дыхания из него,
плавание в контакте с напарником, при необходимости – придерживаясь за линь,
при правильном выборе эффективной техники плавания. Неспособность большинства
дайверов одновременно выполнять все эти задачи может оказаться значительным
стрессом и в без того тяжелой ситуации. Для избежания всех этих сложностей
нужна тренировка. Вовсе не обязательно тратить целое погружение на отработку
этого навыка. – Достаточно будет даже
плавания в бассейне, но помните, что ваши действия должны быть максимально
приближены к действительности.

Согласно статистике, очень
маловероятна ситуация, когда у подводника отказывают все 3 источника света,
особенно если предположить, что резервные фонари могут понадобиться наравне с
основными (лампочки и батарейки, разъемы и переключатели должны быть в отличном
состоянии). Однако, отнюдь не редки случаи, когда у ныряльщика отказывает
основной фонарь, и тогда человек, либо из-за возросшей паники, либо из-за
незнания собственного снаряжения, вместо того, чтобы воспользоваться резервным
фонарем, почти загоняет себя в ловушку. Для избежания подобных ситуаций
аквалангистам необходимо потренироваться в умении с закрытыми глазами находить
и извлекать резервные фонари наощупь, причем сам аквалангист должен неподвижно
зависать в толще воды. Кроме того, при отработке данного навыка в модификацию
снаряжения вносятся изменения с тем, чтобы при необходимости подводник мог
легко извлечь резервный фонарь, и чтобы его движения не сказались на управлении
плавучестью.

Так уж устроен человеческий
мозг, что ныряльщика гораздо больше беспокоит утрата источника света под водой,
чем потеря ходового конца. Пока мы видим свет, мы чувствуем себя комфортно, а
абсолютная темнота страшит неизвестностью и предчувствием чего-то дурного. В
конце концов, детей всегда пугали разными чужаками. В реальности же никаких
“чужих дядек” поблизости нет, и если аквалангист грамотно проложит ходовой
конец, то даже при отсутствии видимости он сможет безопасно выйти из рэка. Но
не дай вам бог потерять линь – это была бы чрезвычайная ситуация даже для опытнейших
из рэк-дайверов! Без ходового конца мы как мыши в лабиринте – даже если мы
различаем окружающие нас предметы, но мы не можем увидеть путь к выходу, во
всяком случае – с первого взгляда! Без направления к выходу и без ходового
конца мы воистину оказываемся в отчаянном положении!

Во время практических занятий в
условиях надголовных сред вы ознакомитесь с навыками по определению
местонахождения утерянного ходового конца. Многие из этих навыков сводятся к
тому, что вы должны сохранять хладнокровие и апеллировать к здравому смыслу.
Во-первых, вспомните про то, что вам необходимо остановиться, подумать,
восстановить дыхание, еще раз подумать, и только после этого – начать
действовать. Если вы находитесь в просторном коридоре или отсеке, то
воспользуйтесь поисковой катушкой, чтобы обозначить центральную, “мертвую”
точку. Вместо того, чтобы беспомощно оглядываться по сторонам, надеясь
разглядеть упущенный ходовой конец, вы можете с помощью дополнительного
линя провести поиск основного ходового
конца, продвигаясь постепенно по всему отсеку. Если отсек не настолько
просторный, или если вы уже пытались обнаружить ходовой конец, но у вас ничего
не получилось, то пришло время напрячь
свою память и попробовать увидеть “говорящие” сигналы. Как уже говорилось на
страницах этого руководства, проплывающий рэк-дайвер оставляет после себя след
в виде поднятой в воде мути. Если предположить, что перед вами несколько
проходов и есть хоть какая-то видимость, то вы сможете рассмотреть каждый
проход и определить, вода в каком из них больше замутнена. Соответственно,
скорее всего, вы появились оттуда. Чтобы не двигаться по кругу, вы здесь также
можете воспользоваться катушкой, чтобы при желании пройти через этот проход.

Осуществляя
проникновения на затонувшие корабли, подводники должны выработать в себе
привычку прокладывать ходовой конец всегда одним и тем же способом, – например,
вдоль нижнего левого угла вдоль прохода. Когда ходовой конец натянут слишком
сильно, то в случае, если он перережется об какой-нибудь острый край или его
обрежет запутавшийся дайвер, то он отскочит далеко назад, при этом могут
возникнуть значительные бреши в обозначении направления движения. Чтобы
избежать подобных ситуаций, в потенциально опасных местах лучше не пожалеть
времени для того, чтобы навязать узлы до острого края и после него; таким
образом, даже если линь будет перерезан, промежуток без него окажется очень
незначительным. Если вам приходится обрезать свой собственный ходовой конец, то
позаботьтесь о том, чтобы ЗАБЛАГОВРЕМЕННО закрепись освобождаемый конец, чтобы
его не упустить.

Если вы
проплываете по отсеку, но так и не можете обнаружить свой ходовой конец, то на
такой случай существует еще один прием, который мы позаимствовали у своих
друзей, аквалангистов-пещерников. Обычно у затонувших кораблей имеется
несколько выходов, и если – руководствуясь здравым смыслом – продвигаться
далеко вперед, то можно дойти до одного из них. Только не забывайте основные
принципы: подобных проходов, ведущих к открытой воде, гораздо больше над
верхней палубой, чем под ней. Затонувшие корабли редко стоят на ровном киле, и
если только корабль не перевернулся килем вверх, то одна сторона рэка будет
выше другой. Пузырьки воздуха поднимаются вверх; так и подводники – если им
приходится искать новый выход, не имея в своем распоряжении ходового конца, то
они должны не только стремиться попасть в верхнюю часть структуры рэка, но и
уменьшить свою глубину (за исключением тех случаев, когда корабль лежит на
грунте килем вверх, – тогда аквалангистам необходимо продвигаться по
направлению к бывшей верхней палубе, но при этом их глубина в толще воды
увеличивается). Очень полезно перед началом проникновения обращать особое
внимание на размещение корабля на грунте. Продвигаясь через корабль,
запоминайте, как выглядят объекты, мимо которых вы проплываете, чтобы вы смогли
узнать их на обратном пути. Если вы осуществляете чрезвычайно сложное
проникновение, требующее напряжения сил, то при каждом повороте внутри судна
вам лучше делать пометки на слэйте. Все вышеперечисленное может оказаться
полезным для безопасного выхода в толщу воды, окажись вы без ходового конца.
Как и в случае с любым непредвиденным обстоятельством, лучший способ справиться
с ним состоит в том, чтобы правильно и безопасно прокладывать линь и удерживать
свое тело на расстоянии от него, чтобы не зацепиться. – Так вы избежите самой
ситуации, которая может оказаться для вас стрессовой.

Другая неприятность, с которой
часто сталкиваются рэк-дайверы, – это зажим /защемление катушки или запутывание
линя. Мало того – случись вам в подобной ситуации принять неверное решение, -
проблем не оберешься! Многие тратят слишком много времени на распутывание
веревки, совершенно забывая при этом о расходывании газов. Известно также, что
временами ныряльщики пытаются смотать провисший линь в клубок, который совсем
не удобно удерживать в руке! Стоит только упустить его из рук, как вы тут же
оказываетесь в силке, который немедленно запутывается вокруг вас! В любом
случае, день оборачивается одним из самых “черных” в жизни подводника! Наиболее правильным в данной ситуации будет
либо оставить катушку на месте и вернуться за ней в другой раз, имея в своем
распоряжении запас как по газам, так и по донному времени, либо намотать линь
по внешней стороне катушки, чтобы провисающий линь не мешал другим
аквалангистам. Чтобы предупредить возникновение неожиданных ситуаций,
необходимо периодически прокладывать ходовой конец в качестве тренировки.
Обратите внимание, что с точки зрения развития необходимых навыков может
оказаться полезным прокладывание линя на земле, чтобы потом вам было легко
осуществить это под водой. Отрабатывайте это каждый раз, как только позволяет
возможность, даже в открытой воде, – только тогда вы приобретете достаточный опыт!
Более того, необходимо перед каждым погружением проверять катушку – линь должен
быть намотан равномерно, а если он износился, или на нем появились повреждения,
то его следует заменить до того, как вы прыгните в воду!

Аквалангист, совершающий погружения
с проникновениями, может столкнуться еще с одним серьезным препятствием. – На
этот раз речь идет о возможности зацепиться за что-либо. Мы плывем вдоль
какого-то прохода, думаем о чем-то о своем, как вдруг, откуда ни возьмись,
появляется злой дух, хватается за какие-нибудь изолированные сцепления в нашем
снаряжении и буквально останавливает нас на месте! Вот теперь у нас
действительно возникают проблемы. Как же выходить из сложившейся ситуации?
Во-первых, вспомним основополагающий принцип: остановись, подумай, отдышись,
подумай, действуй! Если мы обнаружили, что зацепились при нашем движении
вперед, то вполне вероятно, что дальнейшее продвижение в том же направлении
лишь ухудшит ситуацию, вне зависимости от того, за что именно мы зацепились.
Необходимо остановиться, убедиться в том, что поддерживается нейтральная
плавучесть (поскольку движение вверх или вниз только способствует дальнейшему
запутыванию), а после этого нужно выяснить, из-за чего возникла помеха. Если
это нельзя определить наощупь, то наилучшим в данной ситуации будет сдать
назад, до того места, откуда мы только что приплыли. Очень вероятно, что при
таком продвижении наше снаряжение или тело освободится от зацепившихся линей,
проводов и т.п. Но что бы мы ни делали, не стоит крутиться вокруг себя, а также
пытаться разломать то, что нас удерживает, – подобными действиями мы лишь
загоним себя в угол. Как только вы обнаружите, что за что-то зацепились, вы
должны немедленно известить своего напарника, чтобы он не плыл дальше, оставляя
вас одного. Если вам не удается быстро справиться самому, то вам надо
прекратить свои попытки и позволить вашему напарнику взглянуть на ситуацию со
стороны и, может быть, помочь вам выйти из создавшегося положения. Если вы
зацепились и не можете не только известить напарника, но и справиться сами, то
вам следует продвинуться чуть вперед, чтобы определить, где именно вы
зацепились. Если это произошло с вашим снаряжением, и вы не можете дотянуться
рукой, то попробуйте установить, за какой предмет вы зацепились, а также в каком
именно месте вы можете освободиться от ловушки. Попробуйте отрезать в этом
месте и посмотреть, даст ли это необходимую свободу вашим движениям. Если вы
испробовали все перечисленное, но по-прежнему не можете двигаться ни назад, ни
вперед; либо вы не можете дотянуться до захватившего вас предмета; либо
попробовали перерезать, но это не дало результата; или вы остались один на один
с возникшей проблемой, – тогда у вас нет выбора, и единственное, что вам
остается сделать, – это снять с себя снаряжение, чтобы выявить и устранить
причину. Это влечет за собой две основные трудности. Первая – на снаряжении
закреплены баллоны, необходимые вам для дыхания. Предпочтительнее было бы
переключиться на двухметровый шланг, чтобы предоставить себе большую свободу в
движениях, раз уж вы снимаете с себя BCD. Второе – баллоны с подвесной системой придают
вам отрицательную плавучесть. Как только подводник освобождается от своей
подвески, он может слишком быстро всплыть над своим оборудованием к потолку.
Кроме того, без дайвера с его гидрокостюмом снятое снаряжение обычно падает
вниз, в то время как человека выносит существенно вверх. Из-за особенностей
технической подвески возможна еще одна сложность. – Техно-дайвер закрепляет
свое снаряжение таким образом, что если ему приходится удалять или высвобождать
какой-нибудь ремень, то некоторые элементы снаряжения (например, фонарь)
соскальзывают с ремня и падают вниз. Об этом следует подумать заблаговременно,
чтобы не создавать себе дополнительных проблем. Нет смысла говорить о том, что
снимать с себя снаряжение в замкнутом пространстве под водой можно только в самом крайнем случае. Это
чрезвычайно опасно и рискованно; даже если у вас все получится, то неизбежно
возникнут другие трудности. Что касается других потенциальных опасностей под
водой, то наилучший способ избежать спутывания – это предотвратить его. Лучше
всего приобрести абсолютно обтекаемое оборудование, не допускающее даже
малейших зацепов. Необходимо проверить каждую потенциально опасную деталь
снаряжения и предпринять все возможное, чтобы этот риск исключить. Некоторые
полезные советы по комплектации снаряжения вы можете почерпнуть в
соответствующем разделе данного Руководства. Второй способ предотвратить
запутывание – это ваша уверенность в безопасности предметов, или обстановки,
вокруг вас. Проплывая внутри рэка, не забывайте проверять предметы, находящиеся
над вами и по сторонам от вас, – не угрожает ли вам что-нибудь, за что вы
можете зацепиться. Если видите, что это весьма вероятно, то либо не суйтесь
туда, либо сначала попробуйте устранить
опасность, а потом плывите дальше.

И последняя чрезвычайная
ситуация, которая может случиться под водой, и которую мы рассмотрим на
страницах этого Руководства, – опасность оказаться заблокированным. Вы
правильно проложили ходовой конец, возвращаетесь по нему к выходу, и тут вы
обнаруживаете, что выход накрепко
заблокирован чем-то твердым, или же путь вам преграждают обвалившиеся
конструкции, – что теперь? Если крышка
люка или “дверь” закрылась позади вас, можете попробовать ее открыть. Но
помните, что на двери может быть защелка, замок-“собачка” или другое подобное
запирающее устройство, которое надежно блокирует замок, стоит вам закрыть
дверь. Как правило, такие замки бывают с каждой стороны “двери”. Итак, если
“дверь” не открывается, попробуйте отпереть засов. Повторюсь еще раз:
принимайтесь за запирающее устройство только в том случае, если вы уверены, что
это поможет вам устранить преграду; в противном случае вы рискуете закрыть
замок, а не открыть его! Если и это не помогает, тогда вам необходимо найти
другой вариант выхода. Если проход перегорожен обвалившимися конструкциями, то
вы должны быть чрезвычайно осторожны, т.к. это – показатель нестабильности
всего объекта, и тогда нужно быть готовым к тому, что могут обвалиться и другие
тяжелые элементы, что весьма опасно для подводника! В любом случае, у вас есть
два варианта. Первый – вы можете попробовать обойти преграду, привязав
добавочный линь к основному ходовому концу. – Постарайтесь проникнуть на
верхнюю или нижнюю от вас палубы, либо в какой-нибудь из боковых проходов,
чтобы обойти препятствие в стороне. Затем вам следует вернуться к основному
ходовому концу, чтобы по нему выйти в толщу воды. Если этот вариант невозможен
из-за того, что все проходы заблокированы или таковых нет вообще, то
постарайтесь найти совершенно другой способ выйти в открытую воду. (Обратитесь
к тому Разделу, в котором рассказывается, как можно выйти в случае, если
ходовой конец утерян.)

Обратите внимание: если
подводник серьезно подходит к погружениям с проникновениями, то ему будет
полезно побывать на судах, где устроены музеи, а также на военных, торговых
судах или кораблях береговой охраны и т.п., поскольку в кораблестроении
используются, как правило, одни и те же принципы при оборудовании корабельных
проходов. Даже общее знакомство с обустройством кораблей может помочь не только
в осуществлении всех поставленных целей при проникновении внутрь объекта, но и
может значительно облегчить вам выход к открытой воде в случае, если ходовой
конец будет утерян или его использование будет недостаточно эффективным.

Как мы уже обсуждали, ваш дайв
не заканчивается с выходом из рэка в толщу воды. Многие подводники оказываются
в сложной ситуации, если они не могут найти или не могут добраться до
спускового конца, – например, если их быстро относит сильным течением. В любом
из этих случаев необходимо совершить правильное всплытие. Поскольку оно, как
правило, совершается на некотором расстоянии от берега, то было бы лучше, если
его могли наблюдать с вашего дайв-бота. Это особенно важно, если течение очень
сильное, или если вы отстаиваетесь на декомпрессионных остановках.
Подготовиться к подобной ситуации нужно заранее, т.е. у вас должно быть с собой
необходимое снаряжение, а именно: буй яркого цвета с катушкой и поверхностные
сигнальные устройства, о которых говорилось в соответствующем разделе. Если
позволяют условия, и дайвер может совершать медленное контролируемое всплытие,
а капитан судна может подобрать аквалангиста ниже по течению, то подводник
может использовать свою катушку для проникновений, чтобы развернуть
декомпрессионный буй. В этом случае аквалангист во время всплытия прикрепляет
катушку к бую, запускает в буй необходимое количество воздуха и припускает линь
на катушке, чтобы буй всплыл на поверхность. Во время собственного всплытия
необходимо наматывать линь обратно на катушку и даже слегка подтягивать его,
чтобы на поверхности воды буй принял вертикальное положение, и команда вашего
судна могла легко разглядеть его среди волн.

В некоторых регионах случается и
такое, что подбирать из воды аквалангистов, свободно дрейфующих с течением,
представляется невозможным. В таких случаях вместо катушки, используемой при
погружениях на рэки, следует воспользоваться катушкой со специальным линем.
Последняя представляет из себя большую бобину с линем, который может
разлагаться под действием микроорганизмов; длины такого линя, как правило,
хватает от затонувшего судна до самой поверхности. Если условия слишком
опасные, чтобы подводник мог дрейфовать с течением, то он может размотать линь,
прикрепить к нему lift bag, отправить на поверхность, а свободный конец линя
прикрепить к какому-нибудь устойчивому элементу на затонувшем судне. В данном
случае аквалангист обеспечивает себя стационарным спусковым концом для подъема
на поверхность, а у команды дайв-бота появляется возможность определить
местонахождение ныряльщика, если он всплывает непосредственно над самим рэком.
После всплытия человека на поверхность линь обрезается ниже снаряжения, которое
водворяется на свое место, а сам линь может остаться в воде. Для изготовления
таких линей может использоваться сизаль (лубяное волокно) с тем, чтобы обрывки,
которые мы оставляем на затонувшем судне,
в ближайшем будущем совершенно исчезли. Однако, возникает необходимость
частой замены подобного линя на бобине, поскольку в нужный момент мы должны
быть уверены в целостности снаряжения. И вновь – чтобы не оказаться в такой
ситуации, аквалангисты должны заблаговременно предпринимать необходимые
действия. В самом начале погружения подводник, спускающийся первым по якорному
концу, обязан должным образом закрепить якорь у рэка. Следующим шагом будет
провести направляющую от точки, смежной с якорем, к тому месту, где начнется
проникновение. Выполнение этих двух действий позволит вам сохранить якорь
непосредственно у рэка, а в случае плохой видимости под водой дайвер сможет легко определить, где находится
якорный канат. Лучше, если у подводника
будет с собой еще 1 линь, с помощью которого можно зацепиться за спусковой
конец, что будет более безопасно. В бурном море этот дополнительный линь
позволит аквалангисту зацепиться за спусковой конец страховочным фалом,
благодаря чему можно точнее выдерживать необходимую глубину при всплытии,
а плюс к этому не будет того силового воздействия на руку
как в случае, если держаться за спусковой канат.

Обсуждение подводного плавания в
условиях надголовных сред или любого другого вида дайвинга, выходящего за рамки
традиционных рекреационных лимитов, не было бы полным без обращения к базисному
принципу, который накладывает вето на все другие правила и процедуры в
дайвинге. Этот принцип заключается в том, что подводник всегда вправе отменить любое погружение. А другими словами
– плохое предчувствие может быть единственной причиной, по которой прекращается
подготовка к погружению или даже отменяется само погружение. С членами групп,
пережившими несчастные случаи, проводилось огромное количество бесед, и во
многих из них встречаются заявления о том, еще до начала погружения у кого-то
из группы ныряльщиков были плохие предчувствия! Можете называть это
экстрасенсорным восприятием, шестым чувством, вуду или магией. А может быть,
точкой отсчета для возникновения этого нехорошего предчувствия послужило
осознание того, что степень обеспокоенности дайвера уже приблизила его к тому состоянию, когда под водой возникает
паника, угрожающая безопасности самого подводника? Называйте это, как вам будет
угодно, но факт остается фактом – эта взаимосвязь слишком сильна, чтобы ее
можно было игнорировать! В ходе тщательной подготовки к дайву аквалангисты
должны делать все возможное, чтобы не допустить ситуации, когда неуместное
волнение мешает запланированным действиям по подготовке к погружению. Если вы
начинаете переживать – отмените погружение, оставайтесь на берегу или закажите
себе “Маргариту” со льдом, но только не ныряйте! Если ваш напарник не согласен
с вашим решением отменить погружение, осуществляет его без вас или изящно
вносит изменения в дайв-план, то тогда уже надо подумать о более сознательном
напарнике для себя в будущем.

Итак, мы с вами обсуждали
неожиданные ситуации и несчастные случаи в подводном плавании. В завершение
хотелось бы напомнить вам слова Томаса Форда: “Верьте и в свои возможности, и в
то, что вам неподвластно, – вы в любом случае будете правы!”. Допустим, все
складывается ужасно, но очень часто различие
между оставшимися в живых и теми, кто перешел в разряд печальной
статистики, заключается в том, какой сделать выбор – поддаться панике или же прекратить погружение и остаться в
живых. Это будет для вас гарантией? – Возможно, что и нет, но в таком случае
вам придется пройти долгий путь, чтобы добиться значительного преимущества.

Тем не менее, почему этим следует
заниматься?

- Заключительные мысли.

Принимая во внимание весь риск,
зачем тогда становиться подводником и осуществлять проникновения? – На это
есть, как минимум, два ответа. Во-первых, существует что-то в самом рэке,
особенно в его дальних коридорах, а также в его истории, затаившейся внутри
корпуса судна. Возможность добраться до мест, где лишь немногие смогли испытать
те же чувства, ставит погружения на затонувшие объекты вне всякого сравнения.
Во-вторых, дайвинг – не настолько опасное занятие, как об этом рассказывается в
данном Руководстве, а прохождение курса лишь убедит вас в этом. К сожалению,
при подготовке подводников большая помощь не требуется, если все и так идет
хорошо. И наоборот – мы обязаны тщательно предусмотреть каждую мелочь на тот
случай, если обстоятельства складываются ужасно. Относительно легкая задача –
остаться в живых, когда море спокойное, течение слабое, видимость хорошая, а
внутри рэка все проходит так, как надо. К счастью, значительное большинство
проникновений, осуществляемых подготовленными аквалангистами, заканчивается
именно так. И только с возникновением сложностей приходится применять на
практике знания и навыки, приобретенные в рамках этого курса. А разве не так же
происходит все в других видах деятельности? – Мы готовы к встрече с трудностями
при подъеме на возвышенность, а как
насчет безопасного спуска с другой стороны? Истинный искатель приключений
никогда не разделяет тщательную подготовку и безопасность при достижении целей.

Если вы тщательно усвоите все
чрезвычайные процедуры, рассмотренные на страницах этого Руководства, а также
навыки, которым вас обучит инструктор, то это поможет вам превратить события
“черного” дня в действительно хорошую историю, которую вы будете рассказывать у
стойки бара во время вашей следующей поездки. Подобная подготовка приводит к
доказанному увеличению безопасности практически в любом виде деятельности. В
не-рекреационном дайвинге значительное большинство несчастных случаев
происходит, вне всякого сомнения, с людьми, не получившими соответствующей
подготовки. Следовательно, стоит внимательно относиться к выбору и курса, и своего
снаряжения, знать свои пределы, и тогда ваши погружения с проникновениями будут
успешными.

Раздел 6. Проверка.знаний.

1.
Правила, составленные на анализе несчастных случаев,
оказываются жизнеспособными, если они дополняются …….

2.
Укажите основную причину несчастных случаев под водой.

3.
Перечислите 8 наиболее частых стрессовых ситуаций, с которыми может столкнуться аквалангист,
осуществляющий погружения с проникновениями.

4.
В ходе теоретических занятий по подготовке к погружениям с
проникновениями, или непосредственно во время такого погружения, кто несет
ответственность за применение навыков и знаний, необходимых для того, чтобы
справиться со стрессом и благополучно провести как подготовку к дайву, так и
само погружение?

5.
Из-за неполадок в оборудовании возникает вероятность
катастрофической потери газа. Укажите 2 наилучших способа исправить данную
ситуацию.

6.
В условиях надголовной среды у подводника происходит реальная
утрата газа. Что оказывается основной причиной, по которой напарникам не
удается успешно использовать альтернативный источник дыхания?

7.
Помимо утраты дыхательной смеси, какая чрезвычайная ситуация
может оказать наибольшее негативное психологическое воздействие на ныряльщика,
осуществляющего проникновение на рэк? Почему?

8.
Объясните, какая чрезвычайная ситуация оказывается более
серьезной для подводника, чем потеря источника света?

9.
Объясните процесс поиска нового выхода из рэка для того случая,
если подводник потерял ходовой конец и не может его обнаружить.

10. Если аквалангист
теряет ходовой конец, осуществляя очень опасное или сложное проникновение,
какие действия ему необходимо предпринять, чтобы вернуться обратно к линю?

11. Опишите, как можно
справиться с запутыванием.

12. Опишите свои
действия в том случае, если на обратном пути вы обнаружите, что проход, по
которому вы плыли, оказался заблокированным.

13. Объясните, в каких
случаях для декомпрессионного погружения может понадобиться катушка с
«разлагающимся» линем.

14. В какой момент можно
считать законченной “опасную” часть
погружения с проникновением?

15. В чем заключается
различие между аквалангистами, выжившими в ходе ужасно сложившегося дайва, и
остальными, ставшими случаями статистики?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: