Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам, прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудач, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.
Если человек ориентирован на успех, он игнорирует возможные неудачи и связанные с ними неприятности. Такой человек уверен в успехе, видит его, и это позволяет ему мобилизовать все свои силы для достижения цели. У человека ориентированного на избежание неудачи, ослаблено стремление к успеху. Главная его забота – избежать неудачи, провала и последующих неприятностей. Он обременен чувством страха перед неудачей больше, чем устремленностью к успеху.
Локус контроля – это характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в самом человека, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.
Уровень притязаний (в данном случае) – желаемый уровень самооценки личности, максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.
Потребности и мотивы
Потребность – это исходная форма активности живых организмов, состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования и развития.
Виды потребностей:
• биологические;
• в контактах (социальные);
• познавательные;
• материальные и духовные.
Этапы в жизни каждой потребности:
• 1этап: ДО встречи с предметом
Переживаемая человеком нужда выражается в состоянии напряжения, неудовлетворенности. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов.
В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности (в элементарных формах импритинга – запечатления).
Черты потребности:
1. Очень широкий спектр предметов,
2. Быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете.
• 2 этап: ПОСЛЕ встречи с предметом
В акте опредмечивания рождается мотив.