Формирование показателей работы в транспортном процессе для грузового транспорта

Для планирования, учета и анализа работы ПС установлена система технико-эксплуатационных показателей (ТЭП), позволяющих оценивать эффективность использования автомобилей и результат их работы.

Время выполнения ездки:

te=tдв+tн+tp+tнp=le/vt+tн-p, (1.1)

где tдв – время движения, tн – время погрузки, tp – время разгрузки, tнpвремя простоя по организационным причинам (оформление документов и т.п.); le - длина езды; vt - техническая скорость; tн-p – время погрузки и разгрузки.

Списочным парком автотранспортной организации (АТО) называется весь подвижный состав, числящийся на балансе предприятия:

Асптр, (1.2)

где Ат - число автотранспортных средств (АТС), готовых к эксплуатации; Ар – число АТС, требующих ремонта или находящихся в ремонте или техническом обслуживании

Атэп,

где Аэ – число АТС, находящихся в эксплуатации (на линии), Ап – число АТС, находящихся в простое из-за отсутствия работы, топлива, водителей и по другим организационным причинам.

Для учета использования парка за определенный период времени используют показатель «автомобиледень»- АД.

Например: Если в течение пяти дней в АТО 20 АТС работали на линии, 2 находились в ремонте, и 1 простаивал, то списочные автомобиледни равны:

АДсп = АДэ + АДр + АДп= 20*5 + 2*5 + 1*5= 115.

Эффективность работы парка ПС удобно оценивать рядом коэффициентов.

Коэффициент технической готовности определяет долю исправного (готового к эксплуатации) ПС в парке и характеризует техническое состояние парка АТС:

αт = Ат/ Асп = АДт/ АДсп= Дт/ Дк,

где Дт- дни пребывания АТС в готовом для эксплуатации состоянии; Дк- число календарных дней.

Коэффициент выпуска характеризует долю парка ПС, находящихся в эксплуатации (на линии), относительно календарного времени:

αв = Аэ/ Асп = АДэ/ АДсп= Дэ/ Дк,

где Дэ- число дней эксплуатации.

Коэффициент использования характеризует долю парка ПС, находящихся в эксплуатации (на линии), относительно рабочего времени:

αи = Аэ/ Ар = Дэ/ Др,

где Др- число рабочих дней за рассматриваемый календарный период.

Пробегом называется расстояние, проходимое ПС за определенный период времени. Классификация различных видов пробега грузового ПС представлена на рис.6. Нулевой пробег - это пробег, который необходимо совершить ПС для прибытия из АТО на первый пункт погрузки и возвращения после последней погрузки в АТО.

 
 
Общий пробег


Рис.6. Виды пробега грузового подвижного состава.

Доля пробега с грузом в общем пробеге ПС оценивается коэффициентом использования пробега.

β=Lг/Lоб.

При расчетах обычно различают коэффициент использования пробега за ездку:

βе= ler/(ler+lx),

где ler – пробег с грузом за ездку, lx – пробег без груза за ездку,

и за рабочий день:

βрд=Lг/(Lг+ Lх+ Lн).

Время пребывания АТС в наряде:

Тнм+tн,

где Тм – время работы на маршруте, tн- время на выполнение нулевого пробега.

Время работы на маршруте определяется соотношением:

Тм= Σtдв + Σtп-р = (Lг+ Lх+ Lн)/vt + Σtп-р =(Lг+ Lх)/vэ = ne[(ler+lx)/ vt + tп-р]= ne(lerеvt+ tп-р),

где vt – техническая скорость, vэ- эксплуатационная скорость, ne – количество ездок, выполняемых ПС за смену.

Техническая скорость учитывает только движение ПС, а эксплуатационная дополнительно учитывает время простоя ПС при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Возможное количество ездок:

ne= Тм/tе= Тм/(ler/(βеvt+ tп-р)),

где ne – округляется до ближайшего наименьшего целого значения.

Транспортная продукция - это перемещение груза, следовательно, производительность ПС - это количество груза, перевезенного в единицу времени, определяют в тоннах и (или других физических единицах измерения массы, объема или количества груза, например м3, контейнеры и т.д.) и в тонна-километрах - W.

За одну ездку:

Ue=qнγ; Wе = Ueler,

где qн- номинальная грузоподъемность ПС, γ- коэффициент использования грузоподъемности.

В общем случае показатели работы автомобиля за смену следующие:

Uр.д. = Σqф; Wр.д= Σqфler,

где qф – фактическое количество груза, доставленное автомобилем за одну ездку.

Для анализа эффективности ПС используют такие показатели производительности, как часовая производительность и производительность в тонна-километрах на 1т грузоподъемности автомобиля в определенный временной промежуток.

Например, часовая производительность, т*км/ч, при выполнении ПС определенной ездки

Uч= qнγ/ tе; Wч=Uч =UчLг.

Производительность в тонна-километрах на 1т грузоподъемности может определяться на количество автомобиле - тонна-часов наряда:

Wтч=ΣW/(qсрΣАЧ)= γβvе

или на одну списочную автомобиле-тонну:

Wат=ΣW/(qсрАсп)= γβvеТнДр,

где qср- средняя грузоподъемность списочного АТС;

АЧ- число автомобилечасов в наряде.

Количество АТС, необходимых для выполнения заданного объема работ, определяется из соотношения

Аэ=QUр.д,

где Q- заданный объем перевозки груза за смену.

Результат округляется до ближайшего большего целого значения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: