Для планирования, учета и анализа работы ПС установлена система технико-эксплуатационных показателей (ТЭП), позволяющих оценивать эффективность использования автомобилей и результат их работы.
Время выполнения ездки:
te=tдв+tн+tp+tнp=le/vt+tн-p, (1.1)
где tдв – время движения, tн – время погрузки, tp – время разгрузки, tнp – время простоя по организационным причинам (оформление документов и т.п.); le - длина езды; vt - техническая скорость; tн-p – время погрузки и разгрузки.
Списочным парком автотранспортной организации (АТО) называется весь подвижный состав, числящийся на балансе предприятия:
Асп=Ат+Ар, (1.2)
где Ат - число автотранспортных средств (АТС), готовых к эксплуатации; Ар – число АТС, требующих ремонта или находящихся в ремонте или техническом обслуживании
Ат=Аэ+Ап,
где Аэ – число АТС, находящихся в эксплуатации (на линии), Ап – число АТС, находящихся в простое из-за отсутствия работы, топлива, водителей и по другим организационным причинам.
Для учета использования парка за определенный период времени используют показатель «автомобиледень»- АД.
|
|
Например: Если в течение пяти дней в АТО 20 АТС работали на линии, 2 находились в ремонте, и 1 простаивал, то списочные автомобиледни равны:
АДсп = АДэ + АДр + АДп= 20*5 + 2*5 + 1*5= 115.
Эффективность работы парка ПС удобно оценивать рядом коэффициентов.
Коэффициент технической готовности определяет долю исправного (готового к эксплуатации) ПС в парке и характеризует техническое состояние парка АТС:
αт = Ат/ Асп = АДт/ АДсп= Дт/ Дк,
где Дт- дни пребывания АТС в готовом для эксплуатации состоянии; Дк- число календарных дней.
Коэффициент выпуска характеризует долю парка ПС, находящихся в эксплуатации (на линии), относительно календарного времени:
αв = Аэ/ Асп = АДэ/ АДсп= Дэ/ Дк,
где Дэ- число дней эксплуатации.
Коэффициент использования характеризует долю парка ПС, находящихся в эксплуатации (на линии), относительно рабочего времени:
αи = Аэ/ Ар = Дэ/ Др,
где Др- число рабочих дней за рассматриваемый календарный период.
Пробегом называется расстояние, проходимое ПС за определенный период времени. Классификация различных видов пробега грузового ПС представлена на рис.6. Нулевой пробег - это пробег, который необходимо совершить ПС для прибытия из АТО на первый пункт погрузки и возвращения после последней погрузки в АТО.
|
Рис.6. Виды пробега грузового подвижного состава.
Доля пробега с грузом в общем пробеге ПС оценивается коэффициентом использования пробега.
β=Lг/Lоб.
При расчетах обычно различают коэффициент использования пробега за ездку:
|
|
βе= ler/(ler+lx),
где ler – пробег с грузом за ездку, lx – пробег без груза за ездку,
и за рабочий день:
βрд=Lг/(Lг+ Lх+ Lн).
Время пребывания АТС в наряде:
Тн=Тм+tн,
где Тм – время работы на маршруте, tн- время на выполнение нулевого пробега.
Время работы на маршруте определяется соотношением:
Тм= Σtдв + Σtп-р = (Lг+ Lх+ Lн)/vt + Σtп-р =(Lг+ Lх)/vэ = ne[(ler+lx)/ vt + tп-р]= ne(ler/βеvt+ tп-р),
где vt – техническая скорость, vэ- эксплуатационная скорость, ne – количество ездок, выполняемых ПС за смену.
Техническая скорость учитывает только движение ПС, а эксплуатационная дополнительно учитывает время простоя ПС при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Возможное количество ездок:
ne= Тм/tе= Тм/(ler/(βеvt+ tп-р)),
где ne – округляется до ближайшего наименьшего целого значения.
Транспортная продукция - это перемещение груза, следовательно, производительность ПС - это количество груза, перевезенного в единицу времени, определяют в тоннах и (или других физических единицах измерения массы, объема или количества груза, например м3, контейнеры и т.д.) и в тонна-километрах - W.
За одну ездку:
Ue=qнγ; Wе = Ueler,
где qн- номинальная грузоподъемность ПС, γ- коэффициент использования грузоподъемности.
В общем случае показатели работы автомобиля за смену следующие:
Uр.д. = Σqф; Wр.д= Σqфler,
где qф – фактическое количество груза, доставленное автомобилем за одну ездку.
Для анализа эффективности ПС используют такие показатели производительности, как часовая производительность и производительность в тонна-километрах на 1т грузоподъемности автомобиля в определенный временной промежуток.
Например, часовая производительность, т*км/ч, при выполнении ПС определенной ездки
Uч= qнγ/ tе; Wч=Uч =UчLг.
Производительность в тонна-километрах на 1т грузоподъемности может определяться на количество автомобиле - тонна-часов наряда:
Wтч=ΣW/(qсрΣАЧ)= γβvе
или на одну списочную автомобиле-тонну:
Wат=ΣW/(qсрАсп)= γβvеТнДр,
где qср- средняя грузоподъемность списочного АТС;
АЧ- число автомобилечасов в наряде.
Количество АТС, необходимых для выполнения заданного объема работ, определяется из соотношения
Аэ=QUр.д,
где Q- заданный объем перевозки груза за смену.
Результат округляется до ближайшего большего целого значения.