Опыт создания и функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации

Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на тер­ритории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы:

• комплексные зоны производственного характера;

• внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);

• функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).

Эти типы зон могут быть охарактеризованы определенными ос­новными признаками.

Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других территори­альных образований. В них создаются условия для привлечения крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфра­структуры.

К комплексным зонам может быть отнесена (по крайней мере, по замыслам их создателей) большая часть СЭЗ, создаваемых в Рос­сии, в том числе - СЭЗ в Находке, Калининградской области, Санкт-Петербурге и др.

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду поме­щений, выставок, перевалки грузов и их транзита

К внешнеторговым зонам относятся, в частности, зона свобод­ной торговли "Шерри-зон" (около аэропорта "Шереметьево"), сво­бодные таможенные зоны "Московский Франко-Порт" (около аэро­порта "Внуково"), "Франко-Порт Терминал" (на территории московского Западного речного порта.

Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции. Они, в частности, способствуют ускорению научно-технического прогресса в отдельных отраслях на основе активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедрению результатов отечественной науки, а также разработке наукоемких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

Устройство свободных зон должно регламентироваться четко сформулированным законом, а не постоянно меняющимися решениями исполнительной власти. Без базового федерального закона о СЭЗ реализация любых принимаемых по вопросу о зонах правовых реше­ний (будь то президентские указы, постановления правительства или даже парламентские акты) будет неизбежно упираться в приоритет­ность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными разделами федерального законодательства (что и подтвердила российская практика).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: