Кредитная технология — одна из составляющих проводимой образовательной реформы. Основными формами аудиторных занятий при кредитной технологии обучения являются лекции, практические и семинарские занятия и самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП). Внеаудиторной формой – самостоятельная работа студентов (СРС)
Лекция – форма передачи знаний, в процессе которой преподаватель последовательно и системно, преимущественно монологически излагает и объясняет учебный материал.
Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения, традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана.
Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обучения.
Основными функциями лекции являются:
- информационная – излагает необходимые сведения
- стимулирующие – пробуждает интерес к теме
|
|
- воспитывающая и развивающая – дает оценку явлениям, развивает мышление
- систематизация и конструирование всего массива знаний по данной дисциплине
- ориентирующая – ориентирует в проблеме, в литературе
- разъясняющая – направлена на формирование основных понятий науки
- убеждающая – делает акцент на систему доказательств.
На лекциях по дисциплине «Основы экономической теории» студенты:
- изучают предмет микроэкономика, осваивают основные концепции и методы микроэкономики;
- рассматривают графики кривых спроса и предложения
- изучают поведение потребителя на рынке, проводят анализ;
- проводят анализ поведения фирм в краткосрочном и долгосрочном периодах;
- изучают структуру рынка и т.д.
По дисциплине «Основы экономической теории» лекционные занятия запланированы в размере 15 часов. Календарно-тематический план представлен в силлабусе, тезисы лекционных занятий – в рабочей учебной программе.
Практическое занятие – форма организации образовательного процесса обучающего характера, направленная на формирование определенных практических умений и навыков.
Практические занятия предназначены для углубленного изучения дисциплины. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке профессиональной деятельности.
На практических занятиях студенты овладевают методикой научного исследования, у них формируются соответствующие навыки.
Практические занятия:
- способствуют развитию научного мышления и речи
- позволяют проверить знания студентов
|
|
- выступают как средства оперативной обратной связи и внесения необходимых коррективов.
Семинарские занятия – форма организации учебного процесса, состоящая в самостоятельном изучении студентов по заданию преподавателя отдельных вопросов и тем лекционного материала в виде реферата или доклада.
Семинарские занятия представляют собой средство развития у студентов культуры научного мышления, предназначаются для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания.
Преподаватель, ведущий практические и семинарские занятия, оценивает ответы студентов на занятиях, их контрольные работы и рефераты, проводит аттестацию. В ходе занятий он должен устанавливать степень подготовки студентов к практическим и семинарским занятиям, проработку рекомендованной литературы, усвоение материала.
Лектор, ведущий курс, должен контролировать:
- качество проведения практических и семинарских занятий;
- степень использования студентами лекционного материала при рассмотрении вопросов, выносимых на практические и семинарские занятия;
- посещаемость практических и семинарских занятий.
Заведующий кафедрой контролирует:
- выполнение плана практических и семинарских занятий;
- научно-теоретический уровень занятий;
- степень подготовленности преподавателя и студентов к занятиям.
Проверка качества практических и семинарских занятий осуществляется путем:
- посещения занятий членами кафедры;
- проведения открытых практических и семинарских по наиболее сложным темам курса с последующим их обсуждением на заседаниях кафедры или методической секции;
- посещения занятий заведующим кафедрой, руководителем методического объединения.
По дисциплине «Основы экономической теории» практические и семинарские занятия запланированы в размере 15 часов для студентов очной формы обучения. Календарно-тематический план представлен в силлабусе, планы практических и семинарских занятий – в рабочей учебной программе.
Под самостоятельной работой студентов под руководством преподавателя (СРСП) в самом общем виде понимаются формы аудиторной работы студентов по самостоятельному овладению учебным материалом под руководством преподавателя в объеме часов, предусмотренных государственным образовательным стандартом.
СРСП - это дополнение, расширение, углубление понимания, уточнение, структурирование, систематизация, закрепление материала лекций и подготовка студента к текущему контролю знаний на семинарах.
При кредитной технологии обучения СРСП занимает промежуточное положение между лекцией и практическими или семинарскими занятиями. Такой порядок «лекция – СРСП - семинарское или практическое занятие» фиксируется расписанием (схема 1)
Схема 1.
С одной стороны СРСП ориентирует студента на самостоятельную работу под руководством преподавателя. Студент на СРСП осуществляет:
- анализ учебного материала
- поиск дополнительной учебной и научной информации
- изучение и анализ дополнительной информации
- систематизацию и структурирование собранного материала
- выявляет новые противоречия и проблемы
- ставит и формулирует новые вопросы
- осуществляет поиск решения этих проблем (схема 2)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С другой стороны СРСП ориентирует преподавателя на индивидуальную работу со студентом. В процессе обучения преподаватель выявляет уровень творческих возможностей обучаемого от простого репродуктивного до креативного и аналитического уровня. В зависимости от личностных, персональных возможностей обучаемого, преподаватель готовит набор индивидуальных заданий для того или иного студента.
По дисциплине «Ценообразование в туризме» СРСП запланированы в размере 45 часов для студентов очной формы обучения.
СРС (самостоятельная работа студентов) – это особый вид учебной деятельности студентов, осуществляемый под руководством, но без непосредственного участия преподавателя, характеризуемый большой активностью протекания познавательных процессов, которая выполняется во внеаудиторное время и служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки студентов к самостоятельному пополнению своих знаний.
Цель СРС – овладеть методикой самообучения, последующего самостоятельного изучения новейших достижений науки, обеспечить перевод студентом установок и ориентации полученных в ходе аудиторных занятий и консультаций преподавателя, через собственные индивидуальные усилия в знания, умения и навыки.
СРС стимулирует мышление, способствует более глубокому и сознательному усвоению материала данной науки. Возбуждая интерес к изучаемым проблемам, СРС ориентирует студентов на последующий более глубокий поиск и работу с литературой, на необходимость сопоставлять точки зрения и формировать свой подход.
Самостоятельная работа студента предполагает следующую модель обучения (схема 3):
Схема 3
В настоящее время студенты свободно пользуются сетью Интернет, находя нужную информацию, но это ни в коем случае не умаляет достоинства работы с книгой, учебниками, учебными пособиями и периодической печатью. Авторы много пишут по данной проблематике, в связи с этим студентам предстоит сталкиваться со множеством мнений, и самому путем проработки информации определиться, с какой точкой зрения он согласен и с какой не согласен. Помимо материала чисто теоретического характера, ему приходиться сталкиваться с вопросами практического характера.
|
|
При изучении дисциплины используются следующие формы привлечения студентов к самостоятельной творческой деятельности:
· элементы творчества являются обязательными при выполнении расчетного задания по дисциплине, индивидуальных расчетных заданий, по которым студенты используют справочную и периодическую литературу по тематике курса;
· подготовка рефератов, докладов по отдельным темам курса, подготовка компьютерных презентаций с последующей их защитой на зачете;
· заполнение деклараций по различным налогам;
· выполнение контрольных работ;
· авторы лучших работ рекомендуются для участия в ежегодно проводимом конкурсе на лучшую студенческую работу.
Реферат – это результат реферирования одной или нескольких книг по определенной теме, т.е. краткий обзор основного содержания этих книг, передача их рефенциального содержания.
Контрольная работа – это вид самостоятельной работы студентов, в которой даны задания для решения. Контрольная работа может быть выполнена как в тетради, так и в напечатанном виде.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ