Источники статистической информации

Описание источников статистической информации предполагает два аспекта. Во-первых, это виды статистической отчетности, содержащие интересующие исследователя показатели, например, система национальных счетов. Во-вторых, это ссылки на возможные статистические сборники, в которых эта отчетность опубликована, или описание иных способов ее получения, доступных широкому кругу пользователей.

Основным финансовым документом формирования и использования централизованного денежного фонда является государственный бюджет. Сбором, обработкой и публикацией данных о государственных доходах и государственных расходах на федеральном и региональном уровнях практически во всех странах занимается статистика государственных финансов. Единицей учета в статистике государственных финансов является экономическая операция, или сделка, одним из участников которой является правительство (центральное или муниципальное). Первичные данные об экономических операциях правительства фиксируются в статистике государственных финансов на так называемой "кассовой основе" (cash basis). Это означает, что каждая экономическая операция считается завершенной на момент поступления (доход) или осуществления (расход) фактического платежа. Таким образом, государственные доходы и расходы не учитывают экономические операции, которые не сопровождаются потоками денежных платежей или финансовых активов (например, бартерные сделки, подарки в форме товаров или услуг, за исключением декларируемых, и т.д.).

Агрегирование первичных данных проводится в соответствии с несколькими классификациями. Поэтому данные государственной финансовой статистики позволяют проводить детальный анализ структуры государственных расходов или доходов.

Государственные доходы - это денежные поступления в бюджет, не подлежащие возмещению и невозвращаемые, за исключением субсидий правительству. Субсидии - это не подлежащие возмещению добровольные денежные поступления от других правительственных учреждений внутри страны или из-за рубежа и от международных организаций. При расчете сальдо госбюджета их объединяют в одну группу с доходами, так как по экономическому содержанию субсидии, как и доходы, представляют собой денежные средства, под которые можно делать расходы, не принимая на себя долговых обязательств. Государственные доходы подразделяются на текущие и капитальные. Текущие доходы, в свою очередь, делятся на доходы от налогов и неналоговые поступления, а классификация капитальных доходов проводится по видам проданных капитальных активов. Структура доходов от налогов приводится по основным видам дохода, подлежащего налогообложению: подоходный налог, налог на собственность, налог на продажу и т.д.

В государственные расходы включаются все не подлежащие возмещению выплаты, произведенные государством, как в форме оплаты за предоставленные товары и услуги, так и безвозмездные. Существует две основные классификации расходов - по их экономическому содержанию и функциональному назначению. Цель классификации государственных расходов по экономическому содержанию - показать виды экономических операций, посредством которых правительство выполняет свои функции и воздействует на рынок товаров и услуг, финансовые рынки, процессы распределения и перераспределения дохода. По экономическому содержанию различают текущие и капитальные государственные расходы. Текущие расходы подразделяют на расходы по оплате товаров или услуг, выплаты процентов и текущие трансферты. Каждая из указанных категорий подлежит дальнейшей детализации. Наибольший интерес классификация государственных расходов по экономическому содержанию представляет для анализа структуры трансфертных платежей: как текущие, так и капитальные трансферты в этой классификации подразделяются на субсидии нефинансовым предприятиям общественного сектора, финансовым институтам, трансферты домохозяйствам, государственным учреждениям, трансферты, переданные другим государствам и т.д. По функциональному назначению различают расходы на здравоохранение, оборону, образование и т.д. В ряде стран осуществляется кросс-классификация расходов, которая позволяет установить взаимосвязь между их классификацией по экономическому содержанию и функциональному назначению, например, удельный вес расходов на заработную плату или трансфертов в общей сумме расходов на образование.

На международном уровне сбор, обобщение и приведение к единой методологии и методике информации о государственных финансах различных стран осуществляется под руководством Международного валютного фонда (МВФ). Сводные и детализированные данные о государственных расходах и доходах стран-членов МВФ публикуются в ежегоднике Government Finance Statistics Yearbook. Эти данные максимально возможно приведены в сопоставимый вид и могут быть использованы для межстранового сравнительного анализа показателей.

Помимо сборника Government Finance Statistics Yearbook данные о государственных доходах и расходах содержатся также в сборнике International Financial Statistics - ежемесячном издании МВФ. В принципе этот сборник приводит перепечатку сводных таблиц из ежегодника Government Finance Statistics Yearbook и не содержит детальной информации о государственных доходах и расходах. Однако он имеет два преимущества. Во-первых, по сборнику International Financial Statistics можно получить временные ряды сводных показателей за более длительные промежутки по сравнению с Government Finance Statistics Yearbook. Во-вторых, поскольку сборник International Financial Statistics выходит ежемесячно, в нем нередко публикуются поквартальные и помесячные данные, характеризующие государственные бюджеты отдельных стран. Однако иногда в сумме эти данные не дают итоговых значений показателей за год; причины этого несоответствия (в основном статистические погрешности, вызванные оперативным характером помесячных или поквартальных данных или изменением методики расчета) приводятся в соответствующих ссылках для отдельных стран.

Сбором, обработкой и публикацией данных о государственных доходах и их структуре занимается также Статистическое бюро Организации Экономического Сотрудничества и Развития (OECD). В принципе используемые определения, классификации и способы агрегирования исходных данных не отличаются от рекомендованных МВФ для статистики государственных финансов. Информация о структуре государственных доходов 24 стран-членов ОЕСD публикуется ежегодно в сборнике Revenue Statistics of OECD Member Countries.

Информацию о государственных расходах и их структуре, сопоставимую по различным странам, можно получить из статистического ежегодника ООН UN Statistical Yearbook. В нем приводится сводная таблица об абсолютной сумме государственных расходов в текущих ценах (в национальных валютах стран) и их процентном распределении по функциональному назначению. Источником информации для составления этих таблиц являются данные статистики государственных финансов отдельных стран и разработки МВФ. Недостаток ежегодников, издаваемых ООН в последние годы, - отсутствие в них статистической информации по России и другим республикам бывшего СССР (за исключением самых общих демографических и макроэкономических показателей). Так, в ежегоднике за 1995 г. государственные расходы приводятся по 66 странам мира, в том числе из бывших советских республик - по Белоруссии, Украине и Эстонии.

Еще одним документом, который содержит статистические данные, характеризующие общественный сектор, является система национальных счетов (СНС). Эта система предназначена для измерения объемов производства, а также процессов образования, распределения и использования дохода в экономике в целом и ее отдельных секторах, в том числе и в государственном секторе. Она состоит из четырех сводных счетов и счетов для отдельных секторов. Основные статистические показатели общественного сектора, которые можно получить по сводным счетам СНС, - это прямые и косвенные налоги, субсидии текущие и капитальные трансферты и объем производства нерыночных услуг в абсолютном выражении в текущих ценах. Помимо сводных счетов, можно также использовать счета сектора "Общегосударственное управление". Эти счета содержат ряд показателей, которые характеризуют отдельные компоненты государственных доходов и расходов. Кроме того, счета для отдельных секторов экономики (нефинансовые предприятия; финансовые предприятия; общегосударственное управление; негосударственные некоммерческие организации, обслуживающие домохозяйства; домохозяйства; остальной мир) можно использовать для анализа потоков трансфертных платежей между этими секторами. Подробные рекомендации об основных направлениях использования последней версии СНС для анализа общественного сектора изложены в инструктивных документах, издаваемых ООН[1].

Однако различие целей двух систем данных (СНС и статистики государственных финансов) приводит к появлению различий в методиках их построения и, как следствие, к тому, что численно показатели, рассчитываемые в СНС, не всегда совпадают с данными статистики государственных финансов.

Основное различие - процедура сбора первичных данных. Выше уже отмечалось, что единицей учета в статистике государственных финансов является экономическая операция, регистрация которых проводится на кассовой основе. Единицей учета в СНС также является экономическая операция, однако в этой системе экономические операции фиксируются на кумулятивной основе (accrual basis). Это означает, что экономическая операция считается завершенной и фиксируется в СНС на момент появления права или обязательства одного из ее участников осуществить поток платежей. Например, применительно к уплате налогов это означает следующее. Экономическая операция "уплата налога" фиксируется в статиситке государственных финансов на момент поступления в бюджет денежных средств от уплаты налога[2]. Эта же экономическая операция фиксируется в СНС на момент появления обязательства налогоплательщика уплатить налог, т.е. в момент получения облагаемых налогом дохода или прибыли, или в момент совершения сделки купли-продажи (применительно к налогу на продажу). Поэтому сводные абсолютные показатели налогов в СНС и в статистике государственных финансов имеют различное содержание. В СНС - это налоги, которые должны быть уплачены в соответствии с общей суммой по обязательствам об уплате налога за отчетный период, а в статистике государственных финансов - это доход, который фактически был получен от уплаты налогов в отчетном периоде.

Другое важное отличие двух систем данных - это различие применяемых классификаций. В первую очередь оно отражается на показателях налогов. Для измерения объемов производства с учетом и без учета налогов и субсидий, которые включаются в рыночную цену, налоги в СНС подразделяются на налоги на производство, которые непосредственно участвуют в формировании рыночной цены, и прочие налоги. Основа классификации налогов в статистике государственных финансов - категория дохода, облагаемого налогом, безотносительно к тому, в какой сфере был получен этот доход. Есть и другие, более частные, отличия в системах классификаций налогов. Так, в СНС, в отличие от статистики государственных финансов, в категорию налогов не входят отчисления на социальное страхование; налоги на дарение, наследство и недвижимое имущество и другие виды единовременных налогов считаются в СНС капитальными трансфертами, а в статистике государственных финансов относятся к категории "налоги".

Классификации государственных расходов (по функциональному назначению и экономическому содержанию), используемые в СНС и в статистике государственных финансов, практически совпадают. Поэтому различия в численных значениях элементов расходов при сопоставлении данных двух систем появляются только за счет применения разных способов учета экономических операций (кассовой основы и кумулятивной основы) и погрешностей на стадии агрегирования исходных данных.

Подробные таблицы, в которых показана взаимосвязь показателей государственной финансовой статистики и СНС, приводятся в публикациях МВФ и ООН[3].

Получить информацию о системах национальных счетов различных стран можно из статистического сборника ООН National Accounts Statistics: Analysis of main aggregates. Системы национальных счетов стран-членов OECD c 1952 по 1981 гг. представлены в специальных статистических публикациях OECD[4]. При проведении межстрановых сравнений следует, однако, иметь в виду, что данные СНС различных стран могут быть несопоставимы друг с другом вследствие особенностей составления СНС в каждой стране. Структура СНС в большинстве стран соответствует одной из трех основных систем: СНС ООН (последняя версия - СНС'93), СНС США или Европейской системе интегрированных экономических счетов (ЕСИЭС). В указанных выше сборниках обычно приводятся ссылки относительно сопоставимости или несопоставимости данных систем национальных счетов по отдельным странам.

Для специфических целей анализа государственных доходов и расходов в дополнение к статистике государственных финансов можно использовать и два других источника данных: для исследования проблемы экономических операций правительства с резидентами других стран (или с остальным миром) - платежный баланс страны, а для анализа воздействия государственного сектора на финансовые рынки, экономических операций между государственным сектором и финансовыми институтами - данные денежной и банковской статистики.

Государственный бюджет Российской Федерации и информация о структуре государственных доходов и расходов публикуются в Российском статистическом ежегоднике. В ежегоднике за 1995 год опубликованы государственные бюджеты РФ начиная с 1940 года. В этом же сборнике приводятся международные сопоставления структуры доходов и функциональной структуры расходов бюджета центральных правительственных органов стран-членов OECD. Кроме того, статистическую информацию о государственных финансах в Российской Федерации можно найти в специальном статистическом сборнике, изданном в 1996 г. Госкомстатом РФ "Финансы в Российской Федерации".

Сводные счета СНС России опубликованы в Российских статистических ежегодниках за 1994 и 1995 гг. Счета по отдельным секторам экономики можно найти в сборнике "Национальные счета России в 1989-1995 гг.", изданном Госкомстатом РФ в 1996 г.

Для получения статистических данных по странам ближнего зарубежья можно использовать публикации Комитета по статистике стран СНГ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: