Пятый источник определяется сменой парадигм, осу-ствившейся в конце 1960-х — начале 1970-х гг. в пси-
холингвистике, когнитивной психологии и в области искусственного интеллекта: вскоре после периода сближения с порождающими грамматиками в рамках анализа предложения психология обнаружила „заманчивую" сферу исследования — область обработки текста с возможными выходами в область педагогической психологии (Freedle and Carroll, 1972; Kintsch, 1974). Восприятие, запоминание, репрезентация в памяти, воспроизведение текстовой информации — вот основные процессы, которые исследовались в рамках этого плодотворного научного направления (обзор работ и список рекомендуемой литературы см. в: van Dijk and Kintsch, 1983). Исследование этих процессов проводилось в основном на материале рассказов, благодаря по крайней мере тем из американских исследователей, кто воспринял структурный анализ повествования (van Dij k, 1980 b). В исследованиях/по искусственному интеллекту внимание также сосредоточено на рассказах, результаты такого анализа особенно важны для компьютерного моделирования значительных по своему объему знаний (организованных в сценарии), необходимых для интерпретации дискурса. (Schank arid Ab-elson, 1977).