Следующая ступень анализа дискурса представлена более высоким или более глобальным уровнем, чем микроуровень слов, предложений и связей между предложениями. Если мы говорим, что текст новостей посвящен нападению США на Ливию, мы соотносим это сообщение не с отдельными предложениями или последовательностями предложений, а со всем текстом как целым. Это означает, что такие нечеткие термины, как,,о (чем-то)" или „топик (или тема) такой-то", должны исследоваться на этом общем, глобальном уровне. Термин семантическая макроструктура, используемый в данной концепции, был введен для того, чтобы отразить этот важный аспект дискурса и его обработки. Данный термин эксплицитно показывает общие топики или темы текста и одновременно дает характеристику тому, что можно было бы назвать общей связностью (когерентностью) текста, так же как и его общим или основным смыслом (van Dijk, 1980a). В английском языке используется немало слов для обозначения наиболее важной информации, выраженной в сообщении, и это заставляет предположить, что носители языка часто полагаются на такую макроструктурную информацию. Макроструктуры выводятся из значений предложений (пропозиций) текста по правилам какой-либо (например, лингвистической) теории с помощью операций селекции, обобщения, конструирования. В когнитивной теории обработки дискурса эти правила действуют как не всегда надежные, но эффективные макростратегии, которые дают возможность читателям извлекать топик текста из последовательности предложений (van Dijk and К i n t s с h, 1983). Эта процедура в значительной степени зависит от нашего знания о мире (сценариев). Сценарии позволяют сводить последовательности пропозиций, подобных U.S. planes flew to Libya. They bombed the harbor of Benghasi... 'Самолеты США совершили налет на Ливию. Они бомбили порт Бенгази...', к такой макропропозиции, или топику, как: The U.S. attacked Libya 'США напали на Ливию', потому что мы знаем, что нападение может быть совершено с помопгью самолетов, что обычно самолеты могут летать и сбрасывать бомбы, что сбрасывание бомб является одним из способов нападения. Обладая одним
|
|
-687 |
и тем же сценарием военно-воздушного нападения, мы в состоянии понять газетные сообщения о таком нападении и приписать им глобальную связность или глобальный топик, или тему.
Макроструктуры и когнитивные операции, в которых эти макроструктуры используются, являются определяющими как в процессах производства текстов новостей — в работе корреспондентов и редакторов,— так и в процессах восприятия, накопления, запоминания и дальнейшего воспроизводства информации потребителями. Использование возможностей макроструктурирования объясняет, как газетчики (newsmakers) привычно, изо дня в день суммируют несметное число текстов-источников (сообщения других средств массовой информации — телеграфные сообщения, интервью, отчеты, материалы пресс-конференций), лежащих в основе производства какого-либо отдельного газетного сообщения. Теория макроструктур предоставляет возможность исследовать особые характеристики заголовков и вводок (leads), в которых субъективно обобщается остальная часть сообщения (van Dijk, 1985с). И, наконец, именно выделение макроструктур делает понятным, почему в памяти читателей удерживаются только основные топики, то есть высшие уровни макроструктуры газетного сообщения (Hoijer and Findahl, 1984; van Dijk, 1987с).
|
|