Как мы подчеркивали, анализ дискурса не следует ограничивать структурами текстов или диалогов. Когда дискурсы получают определение как единицы вербального общения или как коммуникативные явления, к их реальной обработке или использованию в социальных или коммуникативных аспектах следует обращаться с позиций целостного, интегрированного подхода. В этом разделе обсуждаются некоторые аспекты связей, существующих между текстом и контекстом.
Здесь не стоит подробно рассматривать исторические, политические, макросоциологические характеристики текстов новостей, так же как и их качества как средств массовой коммуникации, поскольку все они уже были описаны в большинстве работ по анализу новостей. Важно было бы показать, как эти социально ориентированные качества новостей отражаются на обработке текстов и их структурах на микроуровне, как они выражаются и как вводятся в действие. Например, влияют ли экономические условия производства текстов новостей на их схематические структуры или структуры релевантности, и если влияют, то каким образом? Каким образом пол автора текста, его этническая или классовая принадлежность определяют тематические или стилистические характеристики этого текста? Или, наоборот, как можно с достоверностью вычислить эти макропараметры на основе анализа текстов?
|
|
Серьезная постановка и разрешение таких вопросов потребовали бы написания целой монографии. Здесь в общих чертах представлен план, необходимый для анализа материала в последующих главах книги, при этом особое внимание будет обращено на те аспекты, которые игнорировались в предшествующих исследованиях. Соотнесение текстов новостей с социальными макроструктурами вообще и с общественными институтами по производству новостей, такими, как институт средств массовой информации, в частности, требует такой теоретической стратегии,
с помощью которой можно было бы исследовать поочередно различные уровни. Например, прямая связь между историей или мировой экономикой, с одной стороны, и различными вариантами стилистического выбора в текстах новостей, с другой, маловероятна. Даже более тесные связи, существующие между способами институциональной организации или социо-идеологическими установками и формой сообщения или его стилем, требуют анализа нескольких промежуточных стадий.
» Создатели и потребители текстов новостей как социальные субъекты
Нашей первой теоретической посылкой в этой сложной системе анализа является признание участников процесса создания/потребления текстов новостей (журналистов и аудитории средств массовой информации) „социальными субъектами" (social actors) и членами определенных социальных групп. Они являются представителями социума, наиболее близко стоящими к самому сообщению, так как именно они создают и интерпретируют эти тексты в общем коммуникативном контексте новостей. Деятельность этих социальных субъектов, их социокультурная активность, организация, общность убеждений или идеологии дают возможность соотнести тексты новостей с процессами их институционального и социального производства и потребления, а также с экономическими условиями их производства и распространения. Эти факторы определяют и историческую значимость таких текстов, их роль в выражении идеологии и, следовательно, в узаконивании власти или в установлении (отрицании) статус-кво в глобальной системе информации и коммуникации. На этой стадии анализа не важно, влияет ли (и если влияет, то как) этот широкий исторический, культурный или социоэкономический контекст на деятельность участников коммуникации, определяет ли он эту деятельность. Нашим единственным допущением является признание того факта, что такой контекст должен иметь свое место в анализе дискурса новостей, но их связь может быть только косвенной, допускающей некоторую степень неопределенности текста, дающей возможность проявиться индивидуальным различиям. Мы начали исследование на уровне самого текста, и поэтому стратегически тголезнее вести анализ снизу вверх, чем сверху вниз или только на верхнем уровне, как это делае-
|
|
тся в большинстве работ по социальным наукам, использующим метод макроанализа. Поэтому связь между текстом новостей и контекстом определяется на уровне социальной деятельности и социальных знаний, включенных в процесс обработки текста новостей.