Эффективность уголовного процесса может быть обеспечена лишь при всестороннем, полном, объективном исследовании обстоятельств дела.
Исследование обстоятельств уголовного дела протекает по единым законам познания с соблюдением логических правил и способов установления истины. Однако условиям и содержанию этого исследования свойственна и существенная специфика: оно ограничено определенным сроком; сочетает познавательную и удостоверительную задачи; осуществляется в условиях, когда исследователю противостоит субъект, заинтересованный в сокрытии истины; обязательно завершается принятием решения, имеющего существенные правовые последствия.
Осуществляемую в соответствии с требованиями процессуального закона деятельность органов уголовного преследования по собиранию, проверке и оценке фактических данных об обстоятельствах, достоверное установление которых необходимо для правильного разрешения дела, принято именовать доказыванием.
Нормы процессуального права, регламентирующие цели, порядок, пределы и содержание этой деятельности, соответственно именуются доказательственным правом. Доказывание представляет собой важнейшую составную часть уголовно-процессуальной деятельности, поэтому доказательственное право органически входит в систему норм уголовно-процессуального права.
|
|
Теория доказательств является частью науки об уголовном процессе, представляет собой систему научных положений, посвященных доказыванию. В ней рассматриваются методологические основы доказывания, понятие, виды, классификация доказательств, предмет и пределы доказывания. К теории доказательств относится изучение норм доказательственного права, практической деятельности по применению этих норм, закономерностей, связанных с возникновением, хранением, передачей и переработкой доказательственной информации и выработка рекомендаций, способствующих правильному использованию доказательств.
По своей гносеологической сущности доказывание – это разновидность познания действительности. Философской основой познания в уголовном процессе является учение о познаваемости объективной действительности.
Исходным для теории познания является принцип отражения. Окружающий нас мир обладает свойством отображаться и проявляться в живой и неживой природе, на материальных предметах и в сознании людей.
Имеющиеся следы-отображения возможно отыскать, зафиксировать (в той или иной форме), исследовать и представить иным субъектам познания для самостоятельного изучения и восприятия.
Отталкиваясь от приведенных положений, можно сформулировать важный для уголовно-процессуального доказывания вывод: не существует событий, явлений и действий, которые не оставили бы о себе характеризующей информации в виде материальных следов или мысленного образа в человеческом сознании. При совершении противоправного деяния в окружающем мире всегда остаются разнообразные следы как на различных предметах (материальные следы преступления), так и в сознании людей, оказавшихся очевидцами подготовки, исполнения или сокрытия преступления (мысленные следы — образы).
|
|
Проявление тех или иных обстоятельств преступления независимо от того, в чем выразилось само событие (в определенном действии или бездействии), отражается во внешней среде в различных формах и на разных уровнях. В философии различают три формы отражения: в неживой (неорганической) природе, живой (органической) природе и психические формы отражения.
Все эти формы отражения, будучи результатом воздействия (следами) события преступления, служат исходным материалом для раскрытия природы каждого факта в отдельности и познания в соответствии с действительностью совокупности обстоятельств, образующих событие преступления в целом.
Обнаруживая и исследуя доказательства, органы уголовного преследования и суд на их основе посредством абстрактного мышления восстанавливают в своем сознании картину преступления; констатируют, кто и по каким мотивам его совершил, а также ряд других обстоятельств, необходимых для разрешения дела по существу.
Обобщая сказанное, можно отметить, что методологической основой теории доказывания в уголовном процессе служит диалектико-материалистическая гносеология с её исходными принципом отражения и положением о принципиальной познаваемости объективного мира.