И организации самостоятельной работы студентов

Учебная дисциплина «Уголовный процесс» позволяет студенту получить глубокие знания по вопросам уголовного судопроизводства, которое затрагивает возбуждение, расследование, судебное рассмотрение уголовного дела, обжалование судебных решений, не вступивших и вступивших в законную силу, процессуальный статус участников, предмет и пределы доказывания, систему доказательств, мер процессуального принуждения, возмещения вреда, причиненного преступлением и т.д.

Изучение данной учебной дисциплины студент должен начать с ознакомления с настоящим учебно-методическим комплексом, с анализа уголовно-процессуального законодательства на предмет наличия в нем всех изменений, которые были внесены к моменту начала рассматриваемой дисциплины, подбора официальных актов высших судебных органов, материалов судебно-следственной практики, научной и учебной литературы, указанной в планах семинарских занятий и соответствующем разделе учебно-методического комплекса.

Студенту, приступая к освоению материала, необходимо учитывать то, что не все термины, понятия получили законодательное закрепление, а отраженные в уголовно-процессуальном законе при их трактовке и анализе не находят единодушия, относятся к числу дискуссионных. Поэтому в зависимости от позиции авторов того или иного учебного и (или) научного издания можно встретить различные, даже прямо противоположные подходы и толкование законодательных предписаний, той системы норм, которая в настоящий момент получила свою фиксацию в уголовно-процессуальном законе. Но подобную ситуацию нельзя охарактеризовать отрицательно, поскольку она позволяет студенту обрести и (или) усовершенствовать свои навыки системного толкования нормативных установлений, самостоятельной работы с различными источниками, сформировать собственное представление о том, что из себя представляет определенная категория.

Основными формами преподавания учебной дисциплины «Уголовный процесс» являются лекционные и семинарские занятия.

В рамках лекций раскрывается понятие, сущность, смысл и назначение уголовного судопроизводства, основные, исходные начала уголовного процесса, классификация участников уголовного судопроизводства, научные основы теории доказывания, предмет и пределы доказывания, понятие и система доказательств, меры процессуального принуждения, ходатайства, жалобы, процессуальные сроки, процессуальные издержки, особенности института реабилитации (Раздел 1), порядок и правила досудебного и судебного производств (Разделы 2 – 3), обжалования судебных решений, не вступивших и вступивших в законную силу, исполнения приговора (Разделы 4 – 6), особенности производства в отношении несовершеннолетних, отдельных категорий лиц, при применении принудительных мер медицинского характера (Раздел 7), основы международного сотрудничества по уголовным делам (Раздел. 8).

На семинарских занятиях осуществляется контроль знаний студентов, полученных ими в рамках аудиторных занятий и в ходе самостоятельной работы студентов по всем темам учебной дисциплины с различными учебными, научными и законодательными источниками, материалами судебно-следственной практики, прививаются навыки публичных выступлений, аргументирования своей позиции, логического мышления, участия в диспутах и дискуссиях, мгновенного реагирования на вопросы, поиска правильного решения предложенной задачи, проблемной ситуации. Это достигается посредством проведения для студентов заочной формы обучения следующих видов семинаров[8] и (или) их сочетания:

- использование вопросно-ответного вида семинаров, развернутой беседы, решения задач и упражнений на самостоятельность мышления, контрольных (письменных) работ по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением;

- не исключается развернутая беседа, предполагающая подготовку всех студентов по всем вопросам семинара, выступления студентов (по желанию или по вызову преподавателя) с последующим обсуждением; система докладов, которая предполагает назначение докладчиков и (или) содокладчиков, их оппонентов с последующим выражением каждым присутствующим в аудитории студентом своего мнения по теме выступления; решение задач и упражнений на самостоятельность мышления; контрольные (письменные) работы по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением; семинар-пресс-конференция, когда после каждого доклада студенту-докладчику аудитория задает вопросы по теме выступления и заслушивает ответы на них.

Вид (форма) семинара определяется содержанием темы, характером рекомендуемых по ней источников, уровнем подготовки студентов... [9]

Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в форме устного опроса (собеседования), выступления студентов на семинарах, научных конференциях, руководства письменными работами (рефератами, научными статьями, сообщениями и т.д.), проверки письменных работ студентов, тестирования.

В целях закрепления полученных студентами теоретических знаний, развития логического мышления, творческих способностей, приобретения ими практических навыков публичных выступлений, ораторского искусства, аргументирования позиции по делу с учетом формы обучения студентов и объема аудиторных занятий могут проводиться:

- ролевая игра, предполагающая инсценировку одного из следственных действий;

- модельное судебное заседание по рассмотрению уголовного дела в суде первой инстанции профессиональным составом суда. С учетом уровня подготовки студентов возможна также инсценировка определенной части судебного разбирательства при рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей (формирование коллегии присяжных заседателей, судебное следствие и обсуждение последствий вердикта, порядок проведения совещания и голосования присяжных заседателей в совещательной комнате и т.д.).

Для проведения ролевой игры по инсценировке следственного действия, а также модельного судебного заседания студентам необходимо разработать фабулу уголовного дела (либо фабулу уголовного дела предлагает преподаватель), распределить между собой роли – участников следственного действия, судебного разбирательства соответственно, определиться с ключевыми вопросами, разрешение которых потребуется в ходе производства следственного действия, в судебном заседании.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах в учебном процессе, составляет 20 % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 % аудиторных занятий.

Существенной частью учебного процесса наряду с аудиторной (лекциями и семинарами) является самостоятельная работа студентов: подготовка к лекциям, семинарам, другим практическим занятиям, экзамену, написание курсовой работы, рефератов, выполнение заданий, контрольных работ и др. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников, выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему занятию по всем обозначенным в методическом пособии вопросам. Невыясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с преподавателем[10].

Примерная тематика рефератов, эссе, докладов, проблемных ситуаций, заданий для проведения текущего контроля приводятся в планах семинарских занятий (после приведения всей тематики семинарских занятий конкретного раздела), примеры тестовых заданий – в соответствующем разделе настоящего учебно-методического комплекса.

Написание реферата, подготовка эссе, доклада, научного сообщения или статьи «направлено на развитие у студента навыков научно-исследовательской деятельности, способности обобщать и систематизировать теоретические труды, материалы юридической практики, нормативно-правовые акты и делать из них самостоятельные выводы»[11].

Студенты самостоятельно выбирают тему для написания рефератов, эссе, подготовки научных сообщений и докладов в зависимости от темы семинарского занятия. Учитывая научный интерес, опыт практической деятельности студента, преподаватель вправе дать разрешение подготовить студенту работу по иной теме.

Рекомендуемый объем реферата 20 – 30 страниц печатного текста 14 шрифтом через 1,5 интервал. Реферат включает в себя: титульный лист с указанием темы, дисциплины, данных о его авторе; план (содержание) с указанием страниц глав, параграфов; введение; основную часть; заключение; библиографический список использованной литературы; приложения (по усмотрению автора и в зависимости от темы). В тексте работы должны быть сделаны сноски с указанием источника заимствования материала.

Рекомендуемый объем эссе 3 – 5 страниц печатного текста 14 шрифтом через 1,5 интервал. Эссе должно содержать указание на данные об авторе работы, номер группы, тему эссе. В тексте работы должны быть сделаны сноски с указанием источника заимствования материала.

Продолжительность научных сообщений и докладов не должна превышать (в зависимости от освещаемого вопроса, общего количества докладчиков) 5 – 15 минут.

Рефераты, эссе, научные сообщения и доклады должны содержать обоснование актуальности избранной темы, проблемные аспекты рассматриваемых вопросов, указание на материалы судебно-следственной практики, статистические данные, собственный взгляд, позицию, мнение автора работы, конкретные выводы и предложения, направленные на совершенствование законодательства, процессуальных правил и процедур.

Самостоятельная работа студента включает в себя использование и применение для подготовки к семинарским занятиям, выполнения контрольного задания, подготовки к экзамену следующих баз данных, информационно-справочных и поисковых систем:

-Информационно-правовых справочных систем «Гарант», «КонсультантПлюс», которые установлены в библиотеке Уральского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия»;

-Обозревателей Интернета: Internet Explorer, Google Chrome и т.д.;

-Поисковых систем: yandex.ru, rambler.ru и т.д.;

-Официальный сайт газеты «Российская газета». URL: https://www. rg.ru;

-Сервера органов государственной власти России. URL: https://www.gov.ru;

-Официального интернет-портала правовой информации. URL: https://www.pravo.gov.ru;

-Официального сайта Конституционного Суда РФ. URL: https://www.ksrf.ru;

-Официального сайта Верховного Суда РФ. URL: https://www.supcourt.ru;

-Официального сайта Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: https://www.cdep.ru;

-Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие». URL: https://www.sudrf.ru;

-Официальных сайтов судов общей юрисдикции;

-Официальных сайтов телевизионных, информационных, мультимедийных каналов, программ, печатных изданий и т.д.

Использование современных информационных технологий, приведенных выше, позволяет систематически отслеживать вносимые в законодательство изменения, упрощает поиск нужной правовой информации, судебных решений, принятых по конкретным уголовным делам и подлежащих размещению на официальных сайтах судов общей юрисдикции, данных судебной статистики, предоставляет возможность ознакомиться с комментариями ученых и практических работников тех или иных нормативно-правовых актов, полномочий, реализуемых органами предварительного расследования, судами, провести собственный анализ и обобщение правоприменительной деятельности по различным критериям и др.

Учебным планом предусмотрено написание студентом курсовой работы. Курсовая работа выполняется в соответствии с установленными в ФГБОУВПО «Российская академия правосудия» требованиями. Все работы должны быть выполнены с учетом следственной и судебной практики. Курсовая работа не должна дублировать содержание уголовно-процессуального законодательства, быть копией соответствующих нормативных предписаний, выдержкой из УПК РФ. В курсовой работе должны быть освещены проблемные и дискуссионные моменты, различные научные подходы к разрешению спорной ситуации, трактовке того или иного явления. Студент должен стремиться сформировать собственное видение, точку зрения по освещаемым в работе вопросам. Тема работы, ее план, список литературы согласовываются с преподавателем – научным руководителем курсовой работы. Учитывая научный интерес, опыт практической деятельности студента, преподаватель вправе дать разрешение на написание работы по иной теме. Примерная тематика курсовых работ приводится в настоящем учебно-методическом комплексе.

Выполнение контрольных заданий (количество определено в учебном плане с учетом формы обучения) является одной из форм самостоятельной работы студентов, подводит итог учебной и научно-исследовательской видам деятельности, формирует у студентов навыки практических действий. Успешному выполнению контрольного задания способствует изучение учебной, научной, справочной литературы, нормативных источников, материалов судебно-следственной практики.

Изучение студентом материала должно носить системный характер, что обусловит успешную его подготовку к экзамену. Требования, предъявляемые на экзамене, обусловлены программой учебной дисциплины. Основываясь на содержании программы учебной дисциплины, планах семинарских занятий, перечне вопросов к экзамену, студенту в течение всего года (семестра), а также непосредственно в течение времени, отводимого для подготовки к экзамену, необходимо для каждого изучаемого или подлежащего изучению вопроса подобрать учебную, научную литературу, международные акты, нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные акты высших судебных органов, приговоры (постановления, определения) судов по конкретным делам, конспект лекций, собственные записи, которые вел студент в ходе самостоятельной работы с теми или иными источниками, материалами, включая письменные работы (рефераты, эссе и т.д.), тезисы научных сообщений и докладов, обратить внимание и осветить проблемные, дискуссионные моменты, постараться сформировать свое мнение по нему либо разделить точку зрения и доводы, изложенные в литературе, с обоснованием такой позиции и приведением аргументов против высказываний оппонентов избранного подхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: