Тема 17. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс представляет собой совокупность следующих друг за другом этапов формирования и исполнения бюджета, начиная с момента его разработки до момента утверждения отчета об исполнении, подчиненных цели создания централизованного фонда денежных средств (государственного и муниципального бюджетов), эффективного его использования для обеспечения функций государства и местных органов власти.

Кроме того, под бюджетным процессом понимается регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса.

Признаками бюджетного процесса являются:

целенаправленность и юридическая результативность;

формализация таких процедур как: нормирование процессуальных сроков; закрепление полномочий участников; преобладание процессуальных норм, обеспечивающих соблюдение бюджетной дисциплины всеми участниками;

цикличность;

непрерывность;

стадийность.

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользойдля развития общества.

К принципам бюджетного процесса относятся:

общие принципы бюджетной системы РФ;

специальные принципы, к которым относятся.

последовательность вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти (проект бюджета составляют исполнительные органы власти, закон (решение) о бюджете принимается представительными органами власти, исполняют бюджет органы исполнительной власти);

ежегодность бюджета (включает правило об обязательном принятии бюджета до начала планируемого года и способствует: «прозрачности» бюджетной деятельности, эффективности бюджетного контроля, выявлению тенденций рыночного развития);

публичность и гласность (предполагают широкое обсуждение проекта бюджета до его принятия органами представительной власти и общественностью, а также опубликование принятого бюджета в печати);

специализация бюджетных показателей (состоит в использовании бюджетной классификации, предполагающей группировку доходов бюджетов по источнику возникновения, а расходов — по целевому назначению и направлениям деятельности).

Бюджетный процесс в РФ состоит из следующих стадий бюджетной деятельности:

составление проекта бюджета;

рассмотрение проекта бюджета и утверждение бюджета;

исполнение бюджета;

составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

Стадии бюджетного процесса:

следуют строго последовательно и на каждой из них решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время;

имеют свое назначение;

должны быть выполнены в обозначенные в законодательстве сроки.

Составление проекта федерального бюджета

Составление проекта федерального бюджета — это начальная стадия бюджетного процесса, включающая решение таких вопросов, как:

объем бюджета;

налоговая и денежно-кредитная политика на предстоящий год;

основные направления, средства и методы покрытия бюджетного дефицита;

распределение расходов между звеньями бюджетной системы.

Составлению проектов бюджетов предшествуют:

разработка прогнозов социально-экономического развития:

Российской Федерации;

субъектов РФ;

муниципальных образований;

отраслей экономики;

подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.

Составление проекта федерального бюджета основывается:

на Бюджетном послании Президента РФ;

прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем ВВП на очередной финансовый год и темп роста ВВП в очередном финансовом году; уровень инфляции (темп роста цен).

Составление проектов бюджетов возлагается:

на Правительство РФ;

высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;

местные администрации муниципальных образований.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ; финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:

основные направления бюджетной и налоговой политики;

предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития территории за текущий финансовый год;

прогноз социально-экономического развития соответствующей территории; основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана;

пояснительная записка к проекту бюджета;

методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;

верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного финансового года и конец каждого года планового периода);

проект программ государственных:

(муниципальных) внутренних заимствований на очередной финансовый год;

внешних заимствований на очередной финансовый год;

(муниципальных) гарантий на очередной финансовый год;

проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год;

оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов; бюджетных смет, предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами (представляются в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет);

иные документы и материалы.

Прогноз социально-экономического развития РФ, субъекта РФ, муниципального района (городского округа) разрабатывается на период не менее 3 лет.

В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития: приводится обоснование параметров прогноза и сопоставление с ранее утвержденными параметрами; указываются причины и факторы прогнозируемых изменений.

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета устанавливаются Правительством РФ. Согласование показателей прогноза социально-экономического развития РФ осуществляется комиссией, создаваемой в порядке, установленном Правительством РФ.

Внесение Министерством финансов РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете и уполномоченным органом проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ в Правительство РФ осуществляется не позднее 15 дней до дня внесения проектов указанных законов в Государственную Думу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: