Архетипическое представление отношений между особями

Рассмотрим теперь возможность теоретического (основанного на представлениях об архетипах) исследования особей и отношений между ними. Существует несколько традиций исследований собственно особей, однако они не выходят за пределы эмпирических обобщений и описывающих типологий[161]. Отношения симбиоза, паразитизма, метаморфоза исследуются эмпирически, и пока что неизвестны работы, в которых бы объяснялось, как и каким образом генетически различные особи могут иметь общую физиологию, или как при общей генетике (генетическом уровне исследования) могут сосуществовать несколько различных физиологических тел.

Дальнейшее изложение основано на предположении о том, что любая особь (отдельность) целиком и полностью описывается архетипом таксона, к которому она принадлежит, в то время как отношения между особями описываются суперпозицией архетипов соответствующих таксонов.

Рассмотрим простейший пример отношений между отдельностями. описываемыми архетипом таксона “физическая реальность”. Этот таксон задается отношениями между аналитическими объектами “физические тела, движение, меры (единицы измерения, системы отсчета) в понятиях физики, динамики и статики. Можно представить эти отношения между архетипами в “объектной” форме без порождающих отношений между уровнями исследования и видами исследовательской деятельности.

Рисунок 31Архетип таксона «физическая реальность» вне порождающих отношений.

Стрелки между объектами можно интерпретировать как отношения между ними, что эквивалентно рассмотренному выше генезису аналитических объектов второго уровня. Отношение между физическими телами и движением порождает два аналитическихъ объекта “ движение физических тел” и “движущиеся физические тела”. Отношение между мерами и физическими телами порождает также два объекта: “измеряемые физические тела” и “измерения (размерности) физических тел”. Отношения между движением и мерами порождает два объекта: “измеряемое движение” и “движущиеся системы отсчета”.

В совокупности эти объекты образуют предметную картину физической реальности в том ее виде, который сложился к концу девятнадцатого века. Эта картина описывалась математической физикой (результат исследований мер физиками и физических тел математиками), статистической физикой (результат исследований физических тел физиками и математиками), математикой - как развитием собственных методов исследований математиками.

Упорядоченный список этих объектов представлен на следующем рисунке

Рисунок 32Онтология физической реальности (мир Пуанкаре)

Специализации исследователей Уровни исследования кинематики механо-физики математики
кинематический кинематика движение физических тел измеряемые движения
механофизический движущиеся физические тела физическая механика измеряемые физические тела
математический измерения движения измерения физических тел математика

Как известно, предметная картина механики по Пуанкаре в конечном счете привела к формированию частной теории относительности с ее специфическими объектами. Генезис идеальных объектов частной теории относительности показан на следующем рисунке:

Рисунок 33 Генезис объектов частной теории относительности.

Предположим теперь, что есть два архетипа физической реальности, имеющие общий динамический уровень исследования (рис. 33). Это означает, что две физических отдельности (физические тела в состоянии движения) наблюдаются в одной системе отсчета, то есть имеют общие измерения. При этом одно физическое тело выступает как неподвижное (статическое) для одного “наблюдателя”, в то время как второе для соответствующего исследователя выступает движущимся. При этом нет никаких оснований для выделения некоей абсолютной точки отсчета, то есть для фиксации выделенного положения одного из этих физических тел. Картина полностью симметрична и может выступать архетипическим представлением известного принципа относительности.[162]

Рисунок 34 Физическое тело в состоянии движения, которое можно рассматривать с двух точек отсчета.

Рассмотрим теперь структуры, образуемые архетипами таксона минералы, имеющими общие уровни исследования. Для этого представим их в объектной (вне порождающих отношений) форме.

Рисунок 35 Два возможных представления структуры таксона «минералы»

Эти представлениям можно сопоставить предметные картины, т.е. наборы аналитических объектов второго порядка, причем каждому объекту на следующих рисунках соответствует стрелка на рис 33.

Рисунок 36 Первая предметная картина, возникающая при исследовании минералов.

Специали- зации исследова- телей уровни исследования физ-химики специалисты по теплоте химики-аналитики специалисты по физической механике математики
молекуля-рный физическая химия теплоемкость молекул молекуляр-ный состав химических элементов молекулы физических тел измеряемые молекулы
теплоты молекулярная теплоемкость учение о теплоте теплоемкость химических элементов теплоемкость физических тел измеряемая етеплота
элементно-химический химический состав молекул теплоемкие химические элементы аналити- ческая химия химический состав физических тел измеряемые химические элементы
механофизи-ческий атомы (физические тела молекул) теплоемкие физические тела механо-физические характеристики химических элементов физическая механика измиряемые физические тела
математи-ческий измерения молекул измерения теплоты измерения химических элементов измерения физических тел математика

Эта и следующая предметные картины различаются тем. что в первой есть объекты и отношения аналитической химии, в то время как во второй - объекты, связанные с теорией теплоты. Можно сказать, что вторая предметная картина соответствует «предпланковскому» уровню исследования минералов, причем в этой предметной картине сам таксон как бы не присутствует. Во всяком случае, у исследователей - физиков, специализированных на исследовании «движения физических тел» и пытавшихся применить свои навыки и представления к новой для них «минеральной» реальности, было ощущение, что они продолжают исследовать свою физическую реальность, идя «вглубь», в «основания материи». [163]

Таким образом, для описания минералов необходимы по меньшей мере две взаимодополнительные предметные картины. Можно предположить, что в знаменитом принципе дополнительности В. Гейзенберга[164] отображается (в частной форме) приницпиальная невозможность представить архетипы таксонов, более сложных, чем «физическая реальность» одним набором предельно идеализированных понятий и отношений между ними.

Рисунок 37 Вторая предметная картина, возникающая при исследовании таксона «минералы».

Специализации исследователей уровни исследования физ-химики специалисты по теплоте кинематики специалисты по физической механике математики
молекуляр-ный физическая химия теплоемкость молекул движущиеся молекулы молекулы физических тел измеряемые молекулы
теплоты молекулярная теплоемкость учение о теплоте излучение (движущиеся тепло) теплоемкость физических тел измеряемое тепло
кинемати-ческий движение молекул теплообмен (движение тепла) кинематика движение физических тел измеряемые движения
механо-физический атомы (физические тела молекул) теплоемкие физические тела движущиеся физические тела физическая механика измеряемые физические тела
математи-ческий измерения молекул измерения тепла измерения движения измерения физических тел математика

На рис 36 а показана структура отношений между двумя архетипами таксона минералы, имеющими общий динамический уровень исследования: это одно физическое тело, находящееся в движении, но при химическом анализе оказывается, что его структурные компоненты имеют разный элементарный химический состав, причем основой для измерения химического состава одного минерала являются количественные характеристики другого минерала.

На рис 36 б представлена ситуация, в которой один минерал имеет разные механические формы. Это два разных физических тела, каждое из которых движется независимо друг от друга.

На рис 36 в представлена ситуация, когда два разных минерала имеют между собой одно общее свойство - они соразмерны, то есть находятся в одном пространстве- времени.

Рисунок 38 Два архетипа таксона “минералы”, имеющие общие уровни исследования.

При переходе от описания архетипов «минералы» к описанию «бактерий» и далее становится очевидным, что количество возможных предметных картин возрастает экспотенциально.

Рассмотрим теперь отношения между архетипами таксона «люди». Представим, что архетипы совмещены по социологическому уровню исследования(рис 39). Это означает - в терминах схемы - что отображается ситуация, когда две индивидуальности, включенные в разные группы непосредственного взаимодействия, по разному мыслящие, чувствующие и вопринимающие реальность, тем не менее принадлежат к одной социальной группе, разговаривают на одном языке, имеют общую идеологию, потребности, включены в одни социальные институты, пользуются одними вещами и веществами.

Рисунок 39Схема социальных отношений.

Рассмотрим другой вариант отношений между архетипами, когда у них есть общий психологический уровень исследования (рис 40). В терминах схемы это отражает ситуацию, в которой люди, принадлежащие к разным социальным группам имеют общие эмоции, инстинкты (влечения), у них одни медиаторы, они проявляют согласованную активность и имеют специфический внешний вид, выражающий определенное эмоциональное состояние.

Но при этом индивидуальность одного партнера для другого - выражение генетотрофии (в быту различение упитанных и худых), конструктивные вещества и организм одного партнера ощущаются другим, то, что для одного партнера взаимодействие, для другого - гомеостазирование (т.е. достижение физиологического равновесия), а физиологические тела партнеров образуют группу непосредственного взаимодействия.

При этом, гены одного партнера являются веществами другого, клетки одного - вещи для другого, а индивидные (генетические) характеристики партнера воспринимаются как принадлежность к социальной группе. В целом таку. Форму отношений можно определить как «поведение, тождественное размножению», для чего необходимо достижение психологического единства.

В рамках схем моделируются и другие формы отношений между людьми.

Рисунок 40 Отношения между двумя архетипами таксона «люди», имеющими общий психологический уровень исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: