Методика расчета рейтинга вузов России

Рейтинг (от англ, rate — оценивать, определять) — это индивидуальный показатель оценки какого-либо объекта. Чаще всего рейтинг является условным интегральным показателем и базируется на совокупности отдельных признаков. Можно выделить три принципиально разных подхода при расчете рейтинга [20]:

1. Оценка достигнутых показателей по результатам работы.

2. Оценка показателей, характеризующих фактическое состояние организации.

3. Оценка показателей, характеризующих потенциальные возможности организации.

В методике расчета рейтинга вузов, принятой Министерством образования РФ, учитываются элементы всех трех подходов. Часть показателей взяты из первой группы, часть - из второй, часть - из третьей. Для вуза в состав отдельных признаков включены 44 показателя, начиная с качественного состава ППС и заканчивая показателями социальной структуры поддержки студентов. Каждому показателю присвоен порядковый номер (от 1 до 44).

Базой расчета рейтинга вуза является условное количество студентов, которое рассчитывается по уравнению:

В=15+С1х16+С2х17,

где В — условное количество студентов;

Cl, C2 — весовые коэффициенты, устанавливаемые экспертным путем.

Примеры их значений, принятые Госкомвузом (сейчас - Минобразование РФ) в 1994 г.:

Рейтинг потенциала вуза вычисляется через три группы частных показателей: интеллектуальный потенциал, материальная база и социально-культурная база. Интеллектуальный потенциал вуза вычисляется по следующим показателям:

1.1.1. Квалификация 1 +2 + С4х4 +С5 х (10 + 11)/В.

1.1.2. Перспективность (3 + С6 х 5)/В.

1.1.3. Элитарность (6 + С7 х 7 + С5 х (12 + С7 х 13)/В.

1.1.4. Общественное признание (8 + С5 х 14)/В.

Материальная база вуза характеризуется следующими показателями:

1.2.1. Здания и сооружения (31 - 32)/В.

1.2.2. Оборудование (32 - С8 х 46)/В.

1.2.3. Уровень информатизации (36 + С9 х (35 - 36) - СЮ х 37/В.

1.2.4. Библиотека 38/В.

1.2.5. Бюджетные сметы 30/В.

Социально-культурная база вуза характеризуется следующими показателями:

1.3.1. Общежития 42.

1.3.2. Общепит 43.

1.3.3. Санатории-профилактории 44/В.

1.3.4. Спортивные сооружения 45/В.

Рейтинг активности вуза вычисляется через три группы показателей: подготовка кадров, наука и издания, международные связи.

Подготовка кадров в вузе характеризуется следующими показателями:

2.1.1. Студенты В.

2.1.2. Аспиранты (18-С 11 х19)/В.

2.1.3. Подготовка докторов наук 23/В.

2.1.4. Подготовка кандидатов наук 24/В.

2.1.5. Подготовка специалистов (40 + S х 41)/В.

Объем научных исследований в вузе и изданий характеризуются следующими показателями:

2.2.1. Объем госбюджетной науки 25/В.

2.2.2. Объем хоздоговорной науки 26/В.

2.2.3. Издания за рубежом 27/В.,2.2.4. Издания в России 28/В. 2.2.5. Коммерция (39 - 40)/В. Международные связи вуза характеризуются следующими показателями:

2.3.2. Подготовка специалистов в России (21 + С14 х (20 - 21))/В.

2.3.3. Подготовка специалистов для России 29/В.

2.3.4. Экономическая оценка 41/В.

Все показатели, прежде всего, нормируются. Выбранное правило нормирования предусматривает их деление на максимальное соответствующее значение по выборке однотипных показателей. В результате нормирования все показатели имеют значение в интервале от 0 до 1.

Рейтинг активности и потенциала вуза вычисляется как линейная свертка частных показателей с учетом специальных коэффициентов, оценивающих значимость показателей [20].

После вычисления рейтинга потенциала и активности вычисляется оценка эффективности как деление активности на потенциал. Оценка эффективности вводится мультипликативно в значение рейтинга по интеллектуальному потенциалу, после чего выполняется повторное вычисление рейтинга потенциала вуза и общего рейтинга вуза.

Расчет рейтинга вузов по методике Госкомвуза РФ базируется на 44 показателях, отражающих практическую деятельность вуза, и достаточно полно показывает потенциал вуза и результаты его деятельности. В методике применяются теория ранговой корреляции и математической статистики для приведения локальных показателей к сопоставимым значениям и расчета интегрального показателя общего рейтинга вуза исходя из потенциала и активности вуза. Расчет интегрального показателя можно упростить, если ввести экспертным методом весовые коэффициенты локальных показателей и рассчитывать интегральный показатель по формуле средней взвешенной величины. Однако в методике отсутствует такая составляющая качества образования, как качество подготовки выпускников, которое определяется по результатам итоговой аттестации студентов и опросам работодателей. Таким образом, она более ориентирована на оценку качества обучения и потенциала вуза.

Международные критерии оценки качества образования

Значительный опыт оценки качества образования накоплен в США. Наибольшего внимания заслуживает методика Американской ассоциации университетских школ бизнеса (AACSB), применяемая для общественной аккредитации школ бизнеса университетов. Государственная аккредитация в США отсутствует. В методике предусмотрено 6 групповых критериев оценки качества образования:

1. Миссия и цели.

2. Профессорско-преподавательский состав.

3. Содержание и оценка учебных программ.

4. Учебно-методическое обеспечение и ответственность за него.

5. Студенты и выпускники учебного заведения.

6. Интеллектуальный продукт учебного заведения.

Рейтинг университетов Великобритании формируется на основе следующих показателей:

- отношение количества студентов к персоналу университета;

- объем проводимых научных исследований;

- количество докторов наук;

- затраты на библиотеку;

- обеспеченность общежитием;

- доля окончивших по отношению к поступившим;

- количество принимаемых на первый курс;

- занятость выпускников;

- доля зарубежных студентов;

- оценка преподавателей.

Первые места в этом рейтинге занимают университеты Кембриджа, Оксфорда. Каждый показатель оценивается в баллах при задании максимально возможной оценки. Рейтинговый показатель вычисляется как арифметическая сумма частных показателей.

Рейтинговая оценка немецких университетов формируется на базе показателей:

- приближенность к практике;

- уровень обучения (качества);

- коммуникации (связи);

- теоретический уровень;

- сотрудничество в исследованиях;

- исследовательские достижения;

- деятельность студентов;

- уровень административного управления.

По каждому показателю университеты выстраиваются в порядковую очередь, и рейтинговая оценка вычисляется как сумма порядковых номеров по отдельным показателям

Основной принцип достижения успеха в любой деятельности - ориентация на потребителя. Выявление же потребителей, в свою очередь, является критическим шагом на пути внедрения системы качества во всех организациях. Однако надо осознать, что высшее образование отличается от других отраслей сферы услуг, так как студенты - не просто и не только «потребители товара».

Высшее образование - это долгосрочные инвестиции с множеством лиц, получающих пользу. И хотя студенты - первые, кто получает выгоду, они осознают это позднее - в течение своей дальнейшей производственной деятельности, и их истинное удовлетворение можно будет измерить только тогда.

Прежде чем учебное заведение продвинется вперед по пути качества, оно должно принять реалистичную модель сегодняшнего высшего образования, в которой студент - это продукция, а работодатель - это потребитель.

Каждый вуз выступает в роли поставщика и имеет пять основных «групп субъектов» - заинтересованных лиц:

1) Потребители продукции и/или услуг данной организации (для вуза - это студенты, организации и государство).

2) Поставщики «сырья» (школы, колледжи и тому подобное).

3) Персонал (как профессорско-преподавательский и научный, так и обслуживающий).

4) Вышестоящие организации (в нашем случае - Министерство образования России).

5) Социальная инфраструктура (район, город, республика, страна).

Именно в выявлении и изучении реальных потребностей каждой из перечисленных групп с целью достижения и поддержания равновесия состоит одно из ключевых предназначений системы качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: