Идентификация процессов

Идентификация процессов индивидуальна для каждого предприятия. Не существует универсальной «процессной модели», которая подходила бы к любой организации.

В самом деле, современные стандарты (в частности, FD X 50-176 и ИСО 9000) идентифицируют три больших категории процессов:

а) Процессы Управления: Эти процессы взаимодействуют со всеми
другими процессами предприятия. Они выражают Управление пред­
приятием и определяют политику и требующие достижения цели.

б) Процессы жизненного цикла продукции: Эти процессы непос­-редственно касаются создания и предоставления товара или услуги.
В этом качестве они объединяют все виды деятельности, от опреде­-ления потребностей заказчика до их удовлетворения.

Примеры процессов этого типа многочисленны: «коммерческий», «развитие», «продукция», «материально-техническое обеспечение», «отношения с заказчиками»...

в) Дополнительные Процессы: Необходимые для внедрения про­-цессов ЖЦП, дополнительные процессы поставляют нужные сред­-ства без оказания прямого воздействия на товар или услугу, постав­-ляемую заказчику.

«Человеческие ресурсы», «техническое обслуживание» и «автоматичес­кая обработка информации» - примеры этого типа процессов.

Моделирование этих трех типов процессов помещено в Приложении 4.



72 Описание процесса (Уровень 1) 73


Главной целью данной работы не является предоставление предприя­тию средств идентификации процессов. В действительности они уже су­ществуют, иначе предприятие не смогло бы функционировать! Наше вни­мание сосредоточено, главным образом, на описании процессов (см. параграф 5.1.2.), а не на их идентификации.

В самом деле, чтобы идентифицировать свои процессы предприятие может, с одной стороны, воспользоваться теми тремя типами процес­сов, представленными нами выше, а с другой стороны, характеристика­ми своих заказчиков и характером своей деятельности. Действительно, предприятие, деятельность которого главным образом связана с оказа­нием услуг, не сможет определить те же процессы, в особенности до­полнительные, что и промышленное предприятие, уделяющее больше внимания своим процессам жизненного цикла продукции.

Также состав клиентуры предприятия, частные лица или компании, на­циональная или интернациональная клиентура, потребует идентифика­ции специфических процессов, чтобы адекватно и эффективно оценить любую ситуацию.

Итак, не существует «типового списка» общих процессов, пригодного для каждого предприятия, не зависимо от его размера или деятельнос­ти. Кроме того, не существует единственного специфического названия для типологий процессов предприятия.

Мы упомянули процессы управления, ЖЦП и дополнительные, но они также могут быть квалифицированы как стратегический процесс, основной и вспомогательный. Это только вопрос словаря и формы, сущность же, а значит и конечные цели, остаются неизменными.

Вместе с тем, идентифицированные процессы должны быть описаны (стандарт ИСО 9000 уточняет, что процессы должны быть доку­ментированы).

Именно для целей описания процессов язык Калиграмм снабжает пред­приятие простыми правилами структурирования и последовательным гра­фическим языком, позволяющим изобразить процессы в синтетической форме, понятной и доступной каждому сотруднику компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: