Идентификация процессов индивидуальна для каждого предприятия. Не существует универсальной «процессной модели», которая подходила бы к любой организации.
В самом деле, современные стандарты (в частности, FD X 50-176 и ИСО 9000) идентифицируют три больших категории процессов:
а) Процессы Управления: Эти процессы взаимодействуют со всеми
другими процессами предприятия. Они выражают Управление пред
приятием и определяют политику и требующие достижения цели.
б) Процессы жизненного цикла продукции: Эти процессы непос-редственно касаются создания и предоставления товара или услуги.
В этом качестве они объединяют все виды деятельности, от опреде-ления потребностей заказчика до их удовлетворения.
Примеры процессов этого типа многочисленны: «коммерческий», «развитие», «продукция», «материально-техническое обеспечение», «отношения с заказчиками»...
в) Дополнительные Процессы: Необходимые для внедрения про-цессов ЖЦП, дополнительные процессы поставляют нужные сред-ства без оказания прямого воздействия на товар или услугу, постав-ляемую заказчику.
«Человеческие ресурсы», «техническое обслуживание» и «автоматическая обработка информации» - примеры этого типа процессов.
Моделирование этих трех типов процессов помещено в Приложении 4.
72 Описание процесса (Уровень 1) 73
Главной целью данной работы не является предоставление предприятию средств идентификации процессов. В действительности они уже существуют, иначе предприятие не смогло бы функционировать! Наше внимание сосредоточено, главным образом, на описании процессов (см. параграф 5.1.2.), а не на их идентификации.
В самом деле, чтобы идентифицировать свои процессы предприятие может, с одной стороны, воспользоваться теми тремя типами процессов, представленными нами выше, а с другой стороны, характеристиками своих заказчиков и характером своей деятельности. Действительно, предприятие, деятельность которого главным образом связана с оказанием услуг, не сможет определить те же процессы, в особенности дополнительные, что и промышленное предприятие, уделяющее больше внимания своим процессам жизненного цикла продукции.
Также состав клиентуры предприятия, частные лица или компании, национальная или интернациональная клиентура, потребует идентификации специфических процессов, чтобы адекватно и эффективно оценить любую ситуацию.
Итак, не существует «типового списка» общих процессов, пригодного для каждого предприятия, не зависимо от его размера или деятельности. Кроме того, не существует единственного специфического названия для типологий процессов предприятия.
Мы упомянули процессы управления, ЖЦП и дополнительные, но они также могут быть квалифицированы как стратегический процесс, основной и вспомогательный. Это только вопрос словаря и формы, сущность же, а значит и конечные цели, остаются неизменными.
Вместе с тем, идентифицированные процессы должны быть описаны (стандарт ИСО 9000 уточняет, что процессы должны быть документированы).
Именно для целей описания процессов язык Калиграмм снабжает предприятие простыми правилами структурирования и последовательным графическим языком, позволяющим изобразить процессы в синтетической форме, понятной и доступной каждому сотруднику компании.