Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела. Поводы к возбуждению уголовного дела. Обязательность принятия к рассмотрению заявлений и сообщений о преступлении

Возбуждение уголовного дела – начальная стадия производства по любому уголовному делу. В современном российском уголовном процессе она выделена в обязательную и самостоятельную стадию, имеющую свои специфические задачи. В частности, осуществление ряда проверочных действий, обеспечивающих законность и обоснованность дальнейших процессуальных решений.

Таким образом, возбуждение уголовного дела – это не одноразовое процессуальное действие, порождающее соответствующее решение компетентного органа или должностного лица, а комплекс действий, совершаемых согласно предписаниям уголовно-процессуального законодательства.

В этом усматривается одна из важных уголовно-процессуальных гарантий, обеспечивающих соблюдение требований закона при выявлении, собирании и исследовании доказательств. Поэтому судебная практика давно и стабильно признает, что производство расследования без принятия решения о возбуждении уголовного дела является нарушением уголовно-процессуального законодательства, которое может привести к признанию конкретных доказательств недопустимыми со всеми вытекающими из этого последствиями.

Значение. Возбуждение дела означает решение начать производство по делу и осуществить с соблюдением установленных уголовно-процессуальным законодательством процедур проверку сведений о наличии всей совокупности признаков преступления в каком-то событии, факте, поступке, о причастности к ним конкретного лица и т. д. И только после такой проверки возможны построение предварительного вывода о необходимости привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, формулировка и предъявление обвинения.

Уголовное преследование как одно из проявлений процессуальной функции обвинения можно было бы крайне условно считать начинающимся лишь после того, как у следователя или дознавателя, расследующего дело, появятся достаточные доказательства, подтверждающие совершение преступления конкретным лицом, но в стадии возбуждения дела еще нет достаточных доказательств.

Их не может быть даже в том случае, когда дело возбуждается в так называемых условиях очевидности и в отношении конкретного лица. Они появляются после совершения в установленном порядке следственных действий и обнародование сведений, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к доказательствам.

Ориентация на то, что, скажем, следователь, возбуждая уголовное дело, начинает обвинять, осуществлять уголовное преследование кого-то в совершении преступления, неверна, ибо она подталкивает его к обвинительному уклону. Такая ориентация не соответствует ни закону, ни здравому смыслу.

Повод к возбуждению уголовного дела – это получаемые из установленных законом источников сведения (информация) о событии, факте, содержащем признаки преступления.

В УПК РФ дан перечень поводов для возбуждения уголовных дел:

1) заявление о преступлении; Наиболее распространенным поводом является заявление о преступлении. З аявления могут быть устными и письменными. Анонимные заявления не могут рассматриваться в качестве поводов к возбуждению уголовных дел.

Работа с заявлениями о преступлениях, подаваемыми в органы внутренних дел, регулируется приказом МВД РФ В некоторых случаях сообщение правоохранительным органам о фактах, в которых можно усматривать признаки преступлений, вменяется в обязанность должностных или иных лиц.

К примеру, Инструкция от 9 января 1998 г. о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера предписывает всем таким учреждениям незамедлительно сообщать «в дежурные части органов внутренних дел обо всех фактах поступления (обращения) граждан с телесными повреждениями насильственного характера, а также граждан с телесными повреждениями, находящихся в бессознательном состоянии».

2) Явка с повинной – это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении, которое фиксируется в протоколе, подписываемом явившимся и соответствующим должностным лицом.

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников является весьма распространенным поводом для возбуждения уголовного дела. В соответствии со ст. 143 УПК РФ оно должно быть представлено в форме рапорта об обнаружении признаков преступления.

4) Рапорт как повод к возбуждению дела — это официальное письменное сообщение должностного лица правоохранительного органа об обнаружении им признаков преступления

Прием сообщений о преступлениях осуществляется в дежурных частях милиции, таможенных органов, секретариатах прокуратуры и в других правоохранительных органах. Обязанность принять сообщение о преступлении и передать его по принадлежности возлагается также на всех сотрудников этих органов. Прием сообщения о преступлении сопровождается соответствующей его регистрацией (в книге учета сообщений о происшествиях в органах внутренних дел и аналогичных книгах в других органах предварительного расследования). Порядок регистрации устанавливается ведомственными инструкциями2. Лицу, подавшему заявление о преступлении или о явке с повинной, выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Если заявление было отправлено по почте, передано с нарочным или с помощью других средств связи, то

при личной явке заявителя ему также должен быть выдан документ о принятии заявления. Обязанность выдачи такого документа возлагается на уполномоченных принимать заявления должностных лиц. Согласно ведомственным инструкциям документом о принятии заявления обычно служит так называемый талон, состоящий из талона-уведомления и талона-корешка. Талон-уведомление с указанием необходимых сведений выдается заявителю, а талон-корешок с подписью заявителя остается у дежурного сотрудника правоохранительного органа.

Уголовно-процессуальный кодекс прямо не предусматривает возможности отказа в принятии заявления о преступлении публичного обвинения. Однако такой отказ возможен, если в заявлении или явке с повинной заведомо не содержится сведений о преступлении и при этом отсутствует просьба заявителя о привлечении кого-либо к уголовной ответственности (т.е. даже по мнению самого заявителя, его сообщение — не о преступлении). В остальных случаях органы уголовного преследования обязаны принять, зарегистрировать, проверить заявление и вынести по нему решение. Неправомерный отказ в приеме заявлений о преступлениях, другие способы сокрытия преступлений от учета влекут ответственность должностных лиц вплоть до уголовной. Обязанность осуществления надзора за исполнением требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях возлагается на прокурора

Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Решения, принимаемые в результате рассмотрения заявления или сообщения о преступлении. Основания и порядок возбуждения уголовного дела. Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу.

После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его проверка. Если в самом поводе уже содержатся основания для возбуждения дела, отказа в его возбуждении либо передачи сообщения по подследственности, то проверочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение. Например, когда поводом к возбуждению дела является рапорт о результатах оперативной проверки, то, как правило, данных для возбуждения дела бывает достаточно. Уголовное дело должно быть немедленно возбуждено при наличии признаков преступления в неотложной ситуации: при угрозе уничтожения следов, сокрытия предполагаемого преступника или подлежащего аресту имущества.

Предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть закончена принятием решения (в форме постановления) не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. По результатам проверки решение должно быть принято и до истечения трехсуточного срока, если будут установлены основания для возбуждения дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности. Если регистрация повода к возбуждению дела была задержана, то срок исчисляется не с момента его регистрации, а с момента первичного получения сотрудником правоохранительного органа повода к возбуждению дела.

Если сообщение о преступлении было передано по подследственности, то срок проверки исчисляется заново — с момента получения сообщения другим органом расследования.

Трехсуточный срок предварительной проверки сообщения о преступлении может быть продлен до 10 суток. При этом использованные 3 суток включаются в продленный срок. Продление производится по ходатайству следователя или дознавателя вышестоящим для них начальником следственного органа или органа дознания. Надзирающий прокурор вправе продлить срок проверки по всем материалам следствия и дознания. Срок проверки продляется, если за 3 суток невозможно было собрать достаточные данные для принятия решения. Продление срока проверки сообщений о преступлениях от 10 до 30 суток - при необходимости проведения документальных проверок или ревизий (руководителем следственного органа по ходатайству следователя или прокурором по ходатайству дознавателя). Если по истечении срока проверки все еще осталось неясным, имеются ли признаки преступления, то должно быть принято решение о возбуждении дела (как основанное на вероятных данных).

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении принимается и оформляется постановлением одно из трех решений:

- о возбуждении уголовного дела,

- об отказе в возбуждении уголовного дела,

- о передаче сообщения по подследственности или по подсудности.

Решение может быть принято: органом дознания, дознавателем, начальником подразделения дознания, следователем.

О любом из трех принятых решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении ставятся в известность заявитель и другие заинтересованные лица. Если заявитель признается потерпевшим, то по его просьбе ему бесплатно вручается копия постановления о возбуждении дела. При возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица подозреваемому вручается копия постановления о возбуждении дела

Основания и порядок возбуждения уголовного дела. При наличии повода и оснований (Достаточные данные — совокупность следов, установленных оперативно-розыскными или процессуальными средствами, которые указывают на отдельные элементы состава преступления. Эти данные чаще всего указывают на объект и объективную сторону, реже — на субъект преступления), орган дознания дознаватель или следователь в пределах своей компетенции возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление1 Копия постановления следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору2 В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление О принятом решении следователь и дознаватель незамедлительно уведомляют заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело

Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу:

Для принятия обоснованного решения о возбуждении уголовного дела необходимо установить не только признаки преступления, но и возможности и данные об отсутствии обстоятельств, ис-ключающих производство по делу. Обнаружение какого-либо из обстоятельств, перечисленных в ст. 5 УПК, по общему правилу требует безусловного отказа от возбуждения уголовного дела. Эти обстоятельства устраняют возможность возбуждения уголовного дела лишь при одном условии: то или иное обстоятельство вполне известно и несомненно уже в стадии возбуждения уголовного дела. В противном случае дело возбуждается и когда при расследовании будет одно из обстоятельств, исключающих производство по делу, оно должно быть прекращено.

К данным обстоятельствам относятся:

Отсутствие события преступления.

Отсутствие в деянии состава преступления.

Истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Наличие акта амнистии, если он устраняет применение наказания за совершенное деяние, а также помилование отдельных лиц.

Недостижение к моменту совершения общественно опасного деяния возраста, при наличии которого согласно закону возможна уголовная ответственность.

Примирение потерпевшего с обвиняемым по делам, возбуждаемым не иначе как по жалобам потерпевших, а точнее, примирение лица, подавшего жалобу, с лицом, на которого подана жалоба.

Отсутствие жалобы лица, в отношении которого совершено преступление, если дело может быть возбуждено не иначе как по его жалобе.

Смерть лица, совершившего преступление.

Наличие в отношении этого же лица по тому же обвинению приговора суда, вступившего в законную силу, либо определения или постановления суда о прекращении дела по тому же основанию.

Наличие неотмененного в отношении лица или по конкретному факту постановления органа дознания, следователя или прокурора.

Наличие института тайны исповеди. Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению в отношении священнослужителя за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, ставшим ему известными из исповеди.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: