В психолингвистике распространены в целом методики, связанные с построением разного рода классификаций. Результаты этих экспериментов показывают когнитивные процессы: как человек выделяет признаки, обобщает их, формируя определённые группы, классы. Ещё в конце 60-х годов XX в. Дж. Миллер выдвинул гипотезу о том, что формы классификации материала соответствуют внутренним семантическим связям этого материала и, следовательно, структура этих связей может быть выражена в самой процедуре классификации.
Испытуемым предлагают классифицировать — разбить на группы — материал (например, несколько слов). Причём ни количество групп,
Ц которые может образовать испытуемый, ни количество слов в каждой группе не ограничиваются. Результаты эксперимента отражаются в матрице, где учтены все объединения. Понятно, что некоторые слова объединяются между собой испытуемыми чаще, чем другие. Количе-
1 ство отнесений разных слов в один класс служит мерой семантического
| сходства каждой пары объектов.
|
|
На основе таких изменений производится процедура так называемого кластер-анализа, когда объекты объединяются в последовательные
I группы. Вначале объединяются слова, которые семантически ближе147
всего друг к другу, затем эти пары вновь объединяются — с теми парами, что стоят ближе к ним, и т.д. Появляются ряды кластеров, организующие материал на разных уровнях семантической близости.
чемодан | |||||||||
ящик | |||||||||
шкаф | (55) | ||||||||
сундук | |||||||||
погреб | |||||||||
машина | |||||||||
движение | (56) | ||||||||
самолёт | |||||||||
парусник | |||||||||
носилки | |||||||||
манекен | |||||||||
чучело | |||||||||
скелет | (57) | ||||||||
тело | |||||||||
туша | |||||||||
средства транспортировки (56), тело и его модели (57). Фрагмент дерева классификации представлен на схеме.
При большом количестве испытуемых и большом наборе слов кластер-анализ позволяет дополнительно выявить важные семантические закономерности.
|
|
В самом первом приближении используемые в психолингвистике эксперименты можно разбить на следующие группы в соответствии с изучаемыми объектами.
Звук | • Слово | Фраза | Текст |
Семантический дифференциал | Опросник | Семантический дифференциал | |
Классификация | Классификация | ||
Градуальное шкалирование | |||
Ассоциативный эксперимент | |||
Принятие решения о значении | |||
| Методика дополнения |
Вопросы для контроля