Надсознательные процессы

Обратимся к третьему классу неосознаваемых процессов, которые Ю.Б. Гиппенреитер обозначила как «надсознательные процессы» Это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознание человека

По признанию Ф. Ницше «самое главное в любом изобретении создано за счет случайности неожиданности но большинство людей не сталкивается с такой ситуацией То что называют случайностью, на самом деле является озарением и с ним встречается каждый, кто готов к этой встрече»

Для того чтобы сдвинуться с мертвой точки при решении сложной задачи, необходимо сознательными усилиями, многократно повторяя рассуждения и вычисления довести себя до состояния, когда все аргументы «за» и «против» известны наизусть а все расчеты проделываются без бумаги в уме Только после такой подготовки можно надеяться на успешную работу надсознательных процессов.

По утверждению французского математика Ж Адамара у многих ученых решение проблемы часто приходит вместе с утренним пробуждением Однако этому предшествует упорная работа сознания

Таким образом, к над сознательным процессам относятся процессы творческого мышления, процессы переживания больших жизненных событии личностные кризисы Подобные процессы отличаются от сознательных по двум важным параметрам

1. Субъект не знает конечного результата, к которому приведет надсознательныи процесс. Сознательные процессы в свою очередь предполагают цель действия то есть осознание итога деятельности человека неизвестен момент, когда надсознательный процесс завершится, часто это происходит внезапно, неожиданно для субъекта Сознательные же действия напротив, предполагают контроль за достижением цели, и, следовательно приблизительную оценку момента ее реализации

Подводя итоги рассматриваемой темы, обратимся к схеме соотношения сознания и неосознаваемых процессов различных классов предложенной Ю Б Гиппенрейтер (рис 1).

Изобразим человеческое сознание в виде острова, погруженного в море неосознаваемых процессов Внизу следует поместить неосознаваемые механизмы сознательных действий (I). Их можно назвать «чернорабочими» сознания или техническими исполнителями Наравне с процессами сознания можно поместить неосознаваемые побудители сознательных действий (II) Они по рангу соответствуют сознаваемым побудителям, однако обладают иными характеристиками они вытеснены из сознания, имеют эмоциональный заряд и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме.

В верхней части рисунка -- «надсознание» (III) Они разворачиваются в форме длительной и напряженной работы сознания и проявляются как своеобразный интегральный итог, который, в свою очередь возвращается в сознание в виде новой творческой идеи нового чувства, отношения или жизненной установки. Это качественно меняет дальнейшее течение сознания

Хотя проблема неосознаваемого в психической жизни человека ставилась еще в древнегреческой философии («даймон» Сократа), именно психоанализу принадлежит заслуга ее тщательной теоретической разработки и использования в психотерапевтической практике Психоанализом введены такие базисные понятия современной психологии, как «структура личности», «психологическая защита», «психическая травма» и др., прочно вошедшие в глоссарий даже соперничающих с ним психолого-философских направлений.

В наше «смутное время» представляется совершенно необходимым изучение глубинно-психологических основ человеческой агрессивности, «деструктивного поведения», механизмов массовой внушаемости без чего невозможны анализ и социальное регулирование явлений общественной жизни.

В психотерапевтическом аспекте классики психоанализа дают примеры пристального разбора тончайших движений человеческой души бережного подхода к явлениям психической жизни взрослого и ребенка, изучения личности во всем ее многообразии и неповторимости

Вместе с тем неправомерными являются стремления представить психоанализ и учение о высшей нервной деятельности, берущее истоки в работах ИМ Сеченова, И П. Павлова, Н Е Введенского, А А Ухтомского и лежащее в основе ряда современных психофизиологических концепций, как взаимоисключающие, принципиально несовместимые теории Ведь еще И П Павлов говорил, что он и 3 Фрейд совместно пробивают тоннель в горе непознанного, только с разных сторон.

рекомендуемая литература

Основная литература

1Гиппенрейтер Ю Б Введение в общую психологию М ЧеРо 1998 334с

2Годфруа Ж Что такое психология В 2-х т М 1996

3Леонтьев А Н Деятельность Сознание Личность М, 1982 452с

4Психология Словарь / Под ред А В Петровского М Г Ярошевского 2-е изд М
Политиздат 1990 494 с

5Фрейд 3 Психология бессознательного Сб произведений / сост науч ред авт вступ
ст М Г Ярошевскии М Просвещение 1989 448с

Дополнительная литература

1Ахмедов Т И Жидко М Е Психотерапия в особых состояниях сознания // Психология
сознания Хрестоматия / Сост и общ ред Л В Куликова СПб Питер 2001 480 с

2Зинченко В П Миры сознания и структура сознания//Вопросы психологии 1991 №2
С 15—36

3РожинаЛ Н Методика преподавания психологии В Зч 41 Мн.БГПУ, 1999 80с

4Ломов Б Ф Сознание как идеальное отражение // Психология сознания Хрестоматия /
Сост и общ ред Л В Куликова СПб Питер, 2001 с

5Мясищев В Н Структура личности и отношение человека к действительности //
Психология личности Т 2 Хрестоматия Самара Издательский Дом «БАХРАХ». 1999
С 223—226

6 Павлов И П Мозг и психика / Под ред М Г Ярошевского М Изд-ао «Ин-т
практической психологии Воронеж НПО «МОДЭК» 1996 320с

7Рубинштейне Л Основы общей психологии СПб Питер 1999 720с

8Узнадзе Д Н Психологические исследования М «Наука», 1966 451 с
Э Ухтомский А А Избранные труды Л.. Наука, 1978 358с

'0. Юнг К Г Структура психики и процесс индивидуации М Наука, 1996 269с ' 1 Ясперс К Общая психопатология. Пер с нем — М Практика 1997 1056 с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: