Поскольку в законе невозможно дать исчерпывающие указания о подведомственности каждого спора, в нем закреплены лишь общие правила подведомственности юридических дел и отдельные исключения из них, которые законодатель считает необходимым установить в силу определенных причин (специальная подведомственность).
Общие правила подведомственности гражданских дел суду общей юрисдикции закреплены в ст. 37 ГПК применительно к четырем видам гражданского судопроизводства: исковому; производству, возникающему из административно-правовых отношений; особому; приказному – и применяются постольку, поскольку иное не установлено актами законодательства.
Исковое производство – основной вид судопроизводства по рассмотрению гражданских дел судом, поскольку большинство требований заинтересованных лиц вытекает из споров о праве.
В исковом производстве рассматриваются и разрешаются дела:
1) по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов, а также окружающей среды, если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин (за исключением случаев, когда актами законодательства разрешение таких споров отнесено к компетенции других судов или к ведению иных государственных органов, а также иных организаций) (п. 1 ч. 1 ст. 37 ГПК);
|
|
2) по спорам юридических лиц в случаях, установленных ГПК и иными законодательными актами, например по спорам, отнесенным к компетенции Судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь (п. 2 ч. 1 ст. 37 ГПК);
3) другие дела, отнесенные законодательством к их ведению (ч. 2 ст. 37 ГПК), например дела лиц, исключенных из состава коллегии адвокатов (ст. 24 Закона «Об адвокатуре Республики Беларусь») 1.
Судам подведомственны дела, возникающие из административно-правовых отношений (ст. 335 ГПК); дела особого производства (ст. 361 ГПК); дела приказного производства (ст. 394 ГПК). Перечень дел, отнесенных к первым двум производствам, не является исчерпывающим, и в случаях, предусмотренных законом, суды могут рассматривать иные категории дел. Перечень дел приказного производства, закрепленный в ст. 394 ГПК, является исчерпывающим, и в этом виде судопроизводства не могут рассматриваться иные дела.
В основу общих правил подведомственности дел искового производства положены следующие критерии:
а) спор о праве;
б) субъектный состав спорящих сторон;
в) характер спорного правоотношения;
г) наличие или отсутствие исключения из общих правил, установленного актами законодательства.
С помощью такого критерия, как спор о праве, разграничивается подведомственность дел между судами и иными юрисдикционными органами. При наличии спора о праве дело всегда подведомственно суду (общему или хозяйственному в соответствии с их компетенцией). Дела бесспорного характера разрешаются внесудебными юрисдикционными органами (нотариатом, административными). Бесспорный (внесудебный) порядок разрешения дел имеет место в случаях фактического отсутствия спора (разногласий по поводу прав и обязанностей) между участниками правоотношения либо прямого предписания закона, обязывающего государственный орган использовать предоставленные ему властные полномочия для осуществления определенных прав независимо от возражений ответчика, т.е. независимо от наличия спора.
|
|
Так, при отсутствии спора о праве нотариус вправе выдать свидетельство о праве собственности на долю в общей совместной собственности супругов (ст. 80 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. «О нотариате и нотариальной деятельности» 1).
На основании исполнительных надписей, выданных нотариальными органами, производится взыскание задолженности, когда обязанность, лежащая на субъекте, является очевидной и подтверждена соответствующими документами, перечень которых установлен постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 646 2.
В гражданском судопроизводстве спор о праве используется в качестве критерия разграничения дел искового и иных видов производств.
Субъектный состав спорящих сторон разграничивает подведомственность между двумя органами судебной власти: судом общей компетенции и хозяйственным судом. Как исключение из общего правила отдельными актами законодательства к ведению общих судов отнесены дела по спорам, возникающим между юридическими лицами. Обычно это споры, которые не являются хозяйственными (экономическими). Например, о прекращении деятельности общественных объединений.
Характером спорного правоотношения определяется подведомственность споров суду. Однако ряд дел, возникающих из семейных, трудовых, жилищных, иных правоотношений, изъяты из компетенции общих судов и разрешаются иными юрисдикционными органами, чаще всего административными.