Понятие формы государства

Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.

Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

I. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

- как создаются высшие органы государства и каково их строение;

- какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;

- как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на монархические и республиканские.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит по наследству.

Основные признаки классической монархической формы правления:

- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, шах);

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- представительство государства монархом по своему усмотрению;

- юридическая безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном обществе сохранились лишь традиционные, в основном, формальные черты монархического правления.

Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону принадлежит одному лицу – царю, королю, императору.

Конституционная монархия – представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией. Монарх же не вправе изменить конституцию.

Как форма правления конституционная монархия возникла в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Испания, Швеция, Япония и др.).

Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.

Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками:

- правительство формируется из представителей определенной партии или партий, получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения.

Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общие признаки республиканской формы правления:

- существование единоличного и коллегиального главы государства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

- взаимная ответственность личности и государства.

Парламентская республика – характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность.

Президентская республика – характеризуется тем, что президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти; он свободен в выборе министров, а парламент не вправе отправлять их в отставку; он избирается населением или выборщиками.

Недостатки чистых форм правления:

1. Президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму.

2. Парламентской республике присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки.

II. Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государство, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство – это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

1. Унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами.

2. На территории унитарного государства действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство.

3. Составные части унитарного государства государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований и других атрибутов государственности.

4. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.

5. В унитарном государстве все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

6. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Общие черты характерные для федеративных государств:

1. Территория федерации состоит их территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик и т.д.

2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власти принадлежат федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией.

3. Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

4. В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации.

Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством.

Конфедерация представляет собой объединение государств, которые сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления и при этом создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях.

Черты конфедерации:

1. Не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов.

2. Не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета.

3. Сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе.

4. Конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах и единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования.

5. Недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей или превращаются в федерацию.

III. Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим – составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций.

Государственный режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, реагирующей на все важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде.

Виды политических режимов:

1. Демократический

2. Антидемократический

Признаки демократического политического режима:

- конституционное закрепление и реальное осуществление прав и свобод человека;

- равноправие всех граждан;

- существование ряда политических партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти;

- гласность в деятельности государства.

Виды антидемократических режимов:

1. Авторитарный – характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов.

2. Тоталитарный – характеризуется полным контролем государства над всеми сферами жизни общества.

3. Фашистский – характеризуется полной ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных организаций и учреждений, широким использованием террористических методов правления.

Форма государства

Форма правления Форма государственного устройства Форма государственного режима

Унитарное антидемократи-

Монархия ческий

абсолютная Федерация демократический

конституционная

Конфедерация

Республика

президентская

парламентская


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: