Морской транспорт. За истекшее столетие этот вид транспорта претерпел коренные изменения, его роль в мировой экономике весьма усилилась

За истекшее столетие этот вид транспорта претерпел коренные изменения, его роль в мировой экономике весьма усилилась, так как он обеспечивает не только развитие хозяйственных связей, но и пространственную экспансию экономической деятельности.

В количественном отношении чрезвычайно высокими темпами рос общий мировой тоннаж, который увеличился с 28,6 млн. т. в начале столетия до 81,6 млн. т. в 1950 г., а затем до 514,5 млн. т. к 2000 г. Доля развивающихся стран в мировом тоннаже возросла за последние 20 лет ХХ века почти вдвое. Особенно быстро растет флот КНР и Южной Кореи.

Вместе с тем происходит специализация тоннажа. Уже в первой половине ХХ века появляются первые специализированные суда – танкеры, а затем и рефрижераторы. В 60-х гг. возник флот для перевозки массовых сухогрузов, а в 1980 г. он составил уже около ¼ всего мирового тоннажа. Удельный вес танкеров в середине столетия достиг 1/5 всего флота, а к 1980 г. увеличился до 42%.

В последние десятилетия осуществляются попытки использовать на флоте атомную энергию.

В дальнейшем танкеры и балкеры удерживают свои позиции. К 2000 г. доля наливного тоннажа остается равной 42%, а балкерного – 33% общемирового. В целом массовогрузный тоннаж в совокупности составляет 75% мирового торгового флота. остальные 25% представляют тоннаж, занятый перевозками генеральных (по существу промышленных) грузов.

Контейнеризация на морском транспорте не только способствовала более быстрой, дешевой и сохранной перевозке промышленных товаров, но и позволила перейти к прямым перевозкам грузов с использованием в одном («смешанном») процессе наряду с морским и других видов транспорта – железнодорожного, автомобильного, речного.

В середине столетия (1950 г.) объем мировых морских перевозок достиг 525 млн. т., в 1960 г. – 1 млрд. т. Далее: в 1970 г. – 2,6 млрд. т.; в 1980 – 3,7; в 1990 – 4; в 2000 г. – более 5 млрд. т.

Однако к началу XXI века основные показатели работы морского транспорта свидетельствовали о замедлении его развития. Ослабление спроса на морские перевозки прогнозируется и на ближайшие десятилетия. Соответственно рост морского торгового флота будет тормозиться.

Основные перемены выразятся в рационализации перевозок, в поисках путей снижения затрат, использовании более целесообразных направлений. Особое значение будет придаваться соблюдению экологических стандартов и нормативов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: