Автором данной теории считается английский экономист Давид Риккардо. Он успешно доказал, что для осуществления международной торговли значение имеет лишь разница во внутренних пропорциях обмена у торгующих стран.
Рассмотрим условный пример:
Пусть страны Х и Y производят только два товара - "а" и "b". Причем страна Y может произвести за один час труда большее количество и товара "а", и товара "b" по сравнению со страной Х (см. таблицу 2).
Таблица 2.
Ситуация сравнительного преимущества
Товар "а" (производ- ство в час) | Товар "b" (производ- ство в час) | |
Страна Х | 50 единиц | 25 единиц |
Страна Y | 66 единиц | 100 единиц |
Из таблицы 2 видно, что страна Y обладает перед страной Х абсолютными преимуществами как по производству товара "b" (100>25), так и по производству товара "а" (66>50).
Однако внутренние пропорции обмена между товарами "а" и "b" на рынках двух стран различны: в стране Х за 1 ед. товара "а" можно получить 0,5 ед. товара "b", или: за 1ед. товара "b" - 2 ед. товара "а", в то время как в стране Y за 1 ед. товара "а" можно получить 1,5 ед. товара "b", а за 1 ед. товара "b" - 0, 66 ед. товара "а".
|
|
Пропорции обмена в стране Х:
1а = 0,5b
1b = 2а
Пропорции обмена в стране Y:
1а = 1,5 b
1b = 0,66 а
Очевидно, что производителям товара "а" в стране Х выгодно экспортировать его в страну Y, так как там можно за 1ед. товара "а" получить в обмен не 0,5 товара "b", а 1,5 "b". Точно так же производителям товара "b" в стране Y выгодно экспортировать этот товар в страну Х.
Таким образом, концепция сравнительных преимуществ доказывает, что странам выгодно торговать товарами в том случае, если на внутренних рынках этих стран существуют различные пропорции обмена товаров.
Разные внутренние пропорции обмена определяют границы мировой цены, по которой выгоден взаимный экспорт-импорт товаров, а также дают представление о возможных линиях торговых возможностей и выигрыше потребителей.
Издержки на производство товара «а», выраженные в единицах товара «в», т.е. относительные издержки на производство товара «а», в странах Х и У разные. В стране Х они сравнительно ниже. Т.е. страна Х имеет перед страной У сравнительные (относительно к затратам на производство товара «в») преимущества по товару «а».
В случае абсолютных преимуществ это условие международного обмена также соблюдалось. Но при этом кроме сравнительного преимущества страны имели также и абсолютные. Отсюда очевидно, что для выгодности внешней торговли обязательным условием является наличие именно сравнительных (относительных) преимуществ. При этом страны должны полностью специализироваться на производстве экспортных товаров, отказавшись от производства импортируемых.
|
|
ТЕОРИЯ ХЕКШЕРА-ОЛИНА
Теория сравнительных преимуществ не объясняет, почему в разных странах существуют различные меновые пропорции, то есть - откуда берутся эти сравнительные преимущества? На этот вопрос первыми попытались ответить в 30-е гг. ХХ века шведские ученые Эли Хекшер и Бертиль Олин. По их мнению, межстрановые различия в относительных издержках на производство одних и тех же товаров объясняются следующими причинами:
1) В производстве различных товаров факторы производства (труд, земля, капитал, наука, технологии) используются в различных соотношениях (если преобладает труд, то производство товара является трудоемким; если используется много капитала по сравнению с трудом - то капиталоемким и т.д.).
2) Страны обеспечены факторами производства в различных соотношениях (например, в Китае много труда по сравнению с капиталом, а в скандинавских странах больше капитала по сравнению с трудовыми ресурсами и плодородными землями).
Исходя из этого, можно сделать следующий вывод:
В стране будет больше тех товаров, в производстве которых главную роль играет относительно избыточный фактор, так как это производство обходится дешевле, чем то, в котором значительное место занимает дефицитный для страны фактор. Например, в Японии выгоднее производить капиталоемкую продукцию (компьютеры, видеомагнитофоны, автомобили), чем сельскохозяйственную продукцию, требующую плодородных земель и соответствующего климата.
Соответственно, на внешний рынок страна будет экспортировать те товары, для производства которых используется относительно избыточный фактор, и импортировать те. в производстве которых используется дефицитный для данной страны фактор.
Можно, конечно, вырастить апельсины и в Норвегии, однако подходящие почвы и климат являются настолько дефицитным для Норвегии фактором, что производство одного апельсина обойдется этой стране во много раз дороже, чем в Марокко. Зато в Марокко нет в достаточном количестве своих наукоемких технологий и капитала, чтобы произвести сложную технику. Поэтому каждой из стран выгоднее специализироваться на производстве того товара, в структуре стоимости которого преобладают затраты избыточного фактора. То есть Норвегии выгодно производить и экспортировать наукоемкую и капиталоемкую продукцию, а Марокко - продукцию агробизнеса.
Таким образом, в скрытом виде экспортируются избыточные факторы производства, т.е. передвижение товаров из страны в страну компенсирует низкую мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства.