Прокурор

К органам и должностным лицам уголовного судопроизводства, осуществляющим функцию уголовного преследования, как упоминалось, УПК РФ в первую очередь относит прокурора. Его ведущую роль законодатель особо подчеркнул в формулировке п. 47 ст. 5 Кодекса: «Сторона обвинения – прокурор, а также...».

Согласно ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Заметим, что понятие «прокурор» весьма объёмно. В соответствии с п. 31 ст. 5 УПК РФ к данной категории относятся: Генеральный прокурор Российской Федерации и подчинённые ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделённые соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.

Рассмотрим правовой статус прокурора в ходе осуществления уголовного судопроизводства. В соответствии с ч. 2, ст. 37 УПК РФ в ходе досудебного производства прокурор уполномочен:

- проверять исполнение требований федерального закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

- выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

- требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

- давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

- давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

- истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК РФ;

- отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ;

- рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

- участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьёй 125 УПК РФ;

- при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, направляемому в суд с обвинительным заключением или обвинительным актом;

- разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

- отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;

- изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

- передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными статьёй 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

- утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

- утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;

- возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объёма обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;

- осуществлять иные полномочия, предоставленные ему УПК РФ.

Необходимо отметить, что в настоящее время у прокурора имеется важное полномочие, предусмотренное ч. 2.1. ст. 37 УПК РФ, а именно: по мотивированному письменному запросу ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами уголовного дела, находящегося в производстве следователя (дознавателя).

Полномочия прокурора в судебном производстве законодателем изложены более лаконично в частях 3 и 4 ст. 37 УПК РФ, и заключаются в следующем. В ходе судебного производства прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивает его законность и обоснованность. Вправе отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

Применительно к уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, наибольшее внимание заслуживают полномочия прокурора в досудебном производстве. Особое значение в данном случае имеет разграничение полномочий прокурора района (города) и полномочий прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

В соответствии с Приказом Генпрокуратуры России от 07.05.2008 (ред. 09.02.2012) № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в ходе досудебного производства по уголовному делу, осуществляет надзор за исполнением законов при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний; надзор за процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам против установленного порядка несения службы, совершённых сотрудниками этих учреждений, а равно о преступлениях, совершённых в расположении указанных учреждений иными лицами.

Таким образом, прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не наделён полномочиями по осуществлению надзора за органами расследования, которые осуществляют в соответствии с подследственностью расследование уголовного дела в полном объёме, это в компетенции прокурора района (города), независимо от того совершено ли расследуемое преступление на территории исправительного учреждения, либо за её пределами.

Также необходимо отметить, что в компетенцию прокурора по надзору за законностью в исправительных учреждениях входит участие в судебных заседаниях при рассмотрении судами вопросов, связанных с исполнением приговоров в отношении осуждённых, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: