Понятие и основания заключения под стражу

В настоящее время в состав уголовно-исполнительной системы входит 230 следственных изоляторов, 165 помещений, функционирующих в режиме СИЗО, в которых на 01.10.2012 г. содержалось 112,7 тыс. человек или 83,2 % от установленного лимита мест. При этом в СИЗО содержалось 106,8 тыс. человек, в ПФРСИ – 5,0 тыс. человек. По состоянию на 01.01.2010 г. в СИЗО содержалось более 124 тыс., на 01.01.2011 г. – около 113 тыс. человек (снижение на 24,8 %), на 01.01.2012 г. – 107 тыс. человек (снижение на 5,4 %). Динамика снижения численности лиц, содержащихся в СИЗО, началась ещё в 1996 г., когда в СИЗО содержалось более 295 тыс. человек[96].

Такой правовой институт, как заключение под стражу, требует к себе особо пристального внимания, так как данная мера пресечения не только ограничивает основные права и свободы человека, но и является одним из способов профилактики преступлений. Данный способ профилактики преступлений считается одним из основных и жёстких, так как он выделен в отдельный правовой институт[97]. Заключение под стражу, как способ профилактики преступлений, состоит из правового, психологического, социального аспектов.

Правовой аспект: включает в себя создание чёткой, безукоризненной законодательной базы, регламентирующей данный институт. Психологический аспект: включает в себя целый комплекс мер (исследование влияния заключения под стражу на людей с различными психофизическими возможностями, оказание разного рода психологической помощи следственно арестованным). Социальный аспект: включает в себя создание условий, при которых подозреваемый (обвиняемый) может в будущем вновь стать полноправным членом общества (особенно это касается случаев необоснованного применения указанной меры пресечения). Также, социальный аспект включает в себя две формы профилактики: индивидуальную (специальную), направленную на самого следственно арестованного, лишающую его возможности совершать преступления сейчас, и профилактику общую, удерживающую неустойчивых граждан от совершения преступлений на примере конкретного члена общества. Поскольку заключение под стражу и содержание под стражей связаны с ограничением конституционных прав и свобод личности, то в связи с этим условия, основания и порядок исполнения заключения под стражу подлежат детальному правовому регулированию. Поэтому, 15 июля 1995 г. был принят Федеральный закон РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[98]. Однако появление этого закона не только не устранило спорность ранее высказанных суждений, но и возобновило дискуссии о природе как содержания под стражей, так и нормативных актов, его регулирующих.

Заключение под стражу – самая строгая мера пресечения, которая применяется с целью обеспечения нормального хода предварительного расследования и судебного разбирательства.

Наличие различных подходов к определению понятия «заключение под стражу» во многом обусловлено тем, что действующий УПК РФ не раскрывает сущности данной меры пресечения. Приведём некоторые понятия заключения под стражу, данные в юридической литературе:

- заключение под стражу – «это мера пресечения, состоящая в изоляции лица от общества и содержании его в месте содержания под стражей»[99];

- заключение под стражу «представляет собой физическую изоляцию подозреваемого, обвиняемого от общества, содержание его, в буквальном смысле слова, под стражей в специально предназначенных для этого учреждениях»[100];

- заключение под стражу «представляет собой меру пресечения, заключающуюся в изоляции от общества обвиняемого, а в исключительных случаях подозреваемого, т. е. лиц, виновность которых не установлена вступившим в законную силу приговором суда, в предусмотренном законом порядке с тем, чтобы они не скрылись от дознания, предварительного следствия и суда, не воспрепятствовали установлению истины по уголовному делу, не продолжали заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора»[101];

- – заключение под стражу в досудебном производстве – «это мера пресечения, избираемая судом на стадии предварительного расследования, в отношении подозреваемого или обвиняемого, на основании ходатайства дознавателя или следователя, с согласия прокурора или руководителя следственного органа соответственно и заключающаяся в изоляции лица и помещении его в специально предназначенное для этого учреждение в предусмотренном законом порядке с тем, чтобы он не скрылся от дознания, предварительного следствия или суда, не смог продолжить заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора»[102].

В силу ч. 2 ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 48 часов.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК РФ, только суд правомочен принимать решения: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; о продлении срока содержания под стражей.

При решении вопроса об избрании в отношении подозреваемого и обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, суды руководствуются требованиями УПК РФ, а также рекомендациями, содержащимися в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста»[103] и «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» от 29 октября 2009 г. № 20[104].

Содержание под стражей реализуется в двух формах:

- задержания подозреваемых в совершении преступлений (ст. 122 УПК РФ);

- избрания меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 89 УПК РФ).

Вторая форма не является мерой уголовного наказания, поэтому условия содержания под стражей должны отличаться от условий отбывания наказания в виде лишения свободы. Они должны быть в максимальной степени приближены к условиям свободы.

Порядок и условия содержания под стражей, правовой статус подозреваемых и обвиняемых регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом, Федеральным законом Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года[105]. Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года, регулирующим деятельность уголовно-исполнительной системы Минюста России, а также законами Российской Федерации, регламентирующими создание и основы функционирования мест содержания под стражей в Пограничных войсках и в федеральной службе безопасности, в частности ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»[106] от 3 апреля 1995 г., Устав гарнизонной и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495, приложение 14 «О гауптвахте»[107].

Кроме того, имеются нормативные правовые акты, конкретизирующие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых: постановления Правительства Российской Федерации о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; акты министерств и ведомств, имеющие в своей подчинённости места содержания под стражей. Так, ст. 16 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает, в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей, принятие Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Министерством обороны РФ, Федеральной пограничной службой РФ, по согласованию с Генеральным прокурором РФ, Правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых представляет собой социально значимую сферу деятельности государства. Поэтому она должна подчиняться основополагающим идеям или принципам. В ст. 4 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» устанавливается, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства в соответствии с Конституцией, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации. Оно не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлении.

Указанные принципы определяют содержание норм указанного Федерального закона, иных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также влияют на правоприменительную практику обращения с подозреваемыми и обвиняемыми.

Подозреваемые и обвиняемые после вынесения решения об их задержании или аресте могут содержаться лишь в тех учреждениях, которые предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», которые подразделяются на три вида[108]:

Первый и основной – следственные изоляторы, которые образуются и функционируют в рамках уголовно-исполнительной системы Минюста России и в рамках органов Федеральной службы безопасности РФ.

Вторым видом мест содержания под стражей являются изоляторы временного содержания (ИВС) подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и Пограничных войск Российской Федерации. В связи с тем, что органы внутренних дел проводят дознание и предварительное следствие по большинству уголовных дел, то, как правило, каждый из них имеет ИВС, который предназначен для кратковременного задержания подозреваемых в совершении преступления. Дислокация и условия деятельности органов дознания Пограничных войск Российской Федерации, которые осуществляют дознание по делам о нарушении Государственной границы, обусловливают необходимость иметь собственные изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых. Поэтому ИВС создаются только в пограничных частях, непосредственно охраняющих Государственную границу России[109].

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могут временно содержаться в ИВС только в случаях, предусмотренных ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Эти лица могут переводиться в ИВС при необходимости выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населённых пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.

Третий вид мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых – это учреждения, для которых содержание под стражей не является основной задачей. Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могут содержаться в исправительных учреждениях, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов[110].

Местами содержания под стражей являются воинские гауптвахты, где могут содержаться подозреваемые и обвиняемые из числа военнослужащих, как задержанные по подозрению в совершении преступления, так и заключённые под стражу в порядке применения меры пресечения.

В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей[111].

Мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого применяется при наличии веского подозрения. Подпункт «с» п. 1 ст. 5 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод говорит в данном случае об «обоснованном подозрении»[112]. Оно предполагает наличие фактов или информации, которые убеждают объективного наблюдателя, что, возможно, соответствующее лицо совершило преступление.

Очевидно, что незаконное и необоснованное применение меры пресечения грубо нарушает права и свободы человека и гражданина, причиняет ему физические и нравственные страдания. Но особый ущерб личности и его правам наносит необоснованное заключение лица под стражу. Именно поэтому заведомо незаконное заключение лица под стражу или содержание под стражей признано преступлением против правосудия и влечёт уголовное наказание (ст. 301 УК РФ).

Наряду с этим неприменение, или несвоевременное применение либо избрание необоснованной меры пресечения, нередко влечёт наступление негативных последствий: совершение лицом нового, зачастую более тяжкого преступления (рецидив преступлений); уклонение от явки к дознавателю, следователю или в суд; угрозы свидетелям, потерпевшим и другим участникам уголовного судопроизводства и т. п.

Тем не менее, всем участникам процесса и особенно его властным участникам нелишне помнить, что заключение под стражу – это мера всегда пресекательная, а не карательная. И уже на этой основе пытаться строить свои взаимоотношения друг с другом.

Таким образом, заключение под стражу можно определить как меру пресечения, применяемую на основании судебного решения в отношении обвиняемого (в исключительных случаях подозреваемого) и заключающуюся в изоляции лица и помещении его в специально предназначенное для этого учреждение в предусмотренном законом порядке с тем, чтобы он не скрылся от дознания, предварительного следствия или суда, не смог продолжить заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.

Заключение под стражу является мерой пресечения, регламентируется уголовно-процессуальным правом и применяется по решению суда к обвиняемому (подозреваемому), который презюмируется невиновным.

Данная мера пресечения применяется со строго определёнными целями – пресечь потенциальную возможность обвиняемого или подозреваемого: 1) скрыться от дознания, предварительного следствия и суда; 2) продолжить заниматься преступной деятельностью; 3) угрожать свидетелям, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства или иным путём воспрепятствовать производству по уголовному делу; 4) уклониться от исполнения приговора (ст. 97 УПК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: