Любой культурный ландшафт может быть представлен в двух ипостасях — как «внешний» и как «внутренний», или ландшафт для внешнего и для внутреннего «пользования». В ситуации охраняемых территорий, где главным внешним пользователем выступают туристы, этот момент проявляется особенно ярко. В западной географической традиции «внутренние» ландшафты называются верникулярными, или обыденными (Jackson, 1986, Vistad, 1999). Исследуя социально-
Методология изучения культурных ландшафтов
психологические причины образования «двух» ландшафтов, С. Аасбё выделяет две соответствующие им позиции — внутреннюю (внутриландшафтную) и внешнюю. (Aasbo, 1999). К типичным «внутриландшафтникам» культурных ландшафтов Норвегии он относит фермеров, местных жителей, а к типичным представителям внешнеландшафтной позиции — управленцев, учёных. Заметим, что внешняя позиция характерна в большей степени для учёных, являющихся представителями естественнонаучного подхода (и связанного с ним управленческого), а учёным-гуманитариям близка внутриландшафтная позиция.
|
|
По мнению С. Аасбё, для первых («внутриландшафтников») в оценке ландшафта решающую роль играют социальные и хозяйственные факторы, в то время как для вторых определяющее значение имеют визуальные и физические. Такое разделение носит весьма упрощённый характер, не учитывая более значимых факторов, таких, как разные ценностные установки по отношению к ландшафту. Тем не менее, найдено ещё одно основание для разделения внешнего понимания культурного ландшафта и собственно его культурного понимания (более подробно об этом — в разделе 1.7).
Таким образом, объективное существование двух позиций — внутри- и внеландшафтной — по отношению к культурному ландшафту является, на наш взгляд, главной причиной существования на одной и той же территории «двух» ландшафтов — верникулярного, или внутреннего, и внешнего. Первый — живой, содержательный, мифологический, топонимический, фольклорный, этнический (о «внутреннем» культурном ландшафте Кенозерья см. раздел 2.6). Второй — внешний, пейзажно-визуальный, формальный (оформленный), «управленческий». В районах длительного туристского освоения можно наблюдать ситуации, когда внутренний ландшафт почти размыт: по мнению В. Л. Каганского, к таким местам относится, например, Суздаль (Каганский, Родоман, 1995). Но даже в таких случаях мифология места представляет собой один из механизмов поддержания «внутреннего» культурного ландшафта.
Разрывность, неучёт «внутреннего» ландшафта может привести к возникновению конфликтных ситуаций в отношениях администрации национальных парков или музеев-заповедников с местным сообществом. С другой стороны, при работах по территориальному проектированию, при разработке менеджмент-планов охраняемых территорий культурные ресурсы «внутреннего» культурного ландшафта (исторические, этнологические, фольклорные, топонимические и другие) часто остаются невостребованными из-за непонимания, отсутствия опыта и специалистов.
|
|
Топологическая организация культурного
ландшафта и местное сообщество
Под топологической организацией понимается территориальная организация «внутреннего» культурного ландшафта, созданного местным сообществом.
Топологическая организация — это, прежде всего, память культурного ландшафта, сохраняющая прошлые территориальные организации в реликтовых типах мест (и соответствующих им названиях).
Культурный ландшафт как объект наследия
Её другая особенность по сравнению, например, с экономико-географической организацией «внешнего» культурного ландшафта заключается в том, что она позволяет выделить центры территориально-культурной активности, особенно — селитебные и сакральные, и связанные с ними природно-культурные комплексы.
В процессе освоения и обустройства «своего» культурного ландшафта любое сообщество постепенно создает особую систему топологической организации. Система топологической организации любого культурного ландшафта уникальна не только потому, что нет похожих городов и деревень, но и по причине влияния этнокультурного, хозяйственного и природно-географического факторов. Например, такой тип места, как село, широко распространённый в Центральной России, редко встречается на Русском Севере не по причине отсутствия храмов в деревнях, а в связи с особенностями истории региона.
Наряду с традициями сообщества среди факторов топологической организации культурного ландшафта нужно указать на властно-административные и хозяйственные инновации, территориальные проектные разработки. В ситуации примыкания к центрам инноваций внешние факторы занимают важное место. В провинции, удалённой от центров, сильны факторы традиций, широко распространены культурные реликты. Роль и соотнесение инноваций и традиций в топологической организации конкретного культурного ландшафта представляют собой интересное проблемное поле для исследования.
Основным субъектом топологической организации культурного ландшафта выступает (местное) сообщество.
С одной стороны, топологическая организация культурного ландшафта представляет собой ментальную конструкцию. Она выстроена на значимости определённых мест, на запретах, местных мифологических представлениях, экологических традициях. Эта ментальная конструкция хранится и поддерживается в общественном сознании, то есть сознании и памяти сообщества — коллективного создателя и организатора «своего» внутреннего культурного ландшафта. Такие ментальные карты сообщества выявляются только с помощью специальных исследований.
С другой стороны, топологическая организация культурного ландшафта — реальная конструкция, отражающая природные и хозяйственные особенности освоенной территории: по точности такие ментальные карты могут составить конкуренцию традиционным географическим картам соответствующего масштаба. За счёт регулярной хозяйственной и социокультурной деятельности поддерживаются угодья ландшафта, обновляется память сообщества. Наиболее зримо топологическая организация культурного ландшафта проявляется в его топонимической системе, фольклоре местного сообщества, в территориальной организации хозяйственной деятельности самого селения.
Топос - единица топологической
организации культурного ландшафта
|
|
Представление о топосе. Подобно природному территориальному комплексу или геосистеме в природном ландшафтоведении топос может рассматриваться как «элементарная» единица в этнокультурном ландшафтоведении.
Методология изучения культурных ландшафтов
При этом мы рассматриваем топос не в традиционном его толковании (топос — место), а как место, имеющее вполне определённое название.
В конкретном культурном ландшафте топос возникает тогда, когда место (угодье) получает своё имя (топоним) или в случае локализации топонима. Тем самым мы уже сталкиваемся с ситуацией упорядочивания, соорганизации: название нового места даётся местным сообществом не только с учётом особенностей места или характера его использования, но и в целях избежания путаницы внутри культурного ландшафта.
Проблемный момент, на который редко обращается внимание в географических работах, но который значим в этноландшафтных исследованиях, связан с называнием (номинацией) выделенных территориальных единиц. Например, в природном ландшафтоведении названия природных территориальных комплексов обычно занимают несколько строк и потому не операциональны. К тому же ориентация на типичность выделенных единиц не позволяет выявить их индивидуальные особенности. Такие географические разработки с позиции культуры и человеческой истории региона, края «немы».
Обратим особое внимание на то, что любой топоним, любое название места, которое даётся с позиции какого-либо определённого сообщества (и им же удерживается), всегда является частью какого-либо культурного ландшафта. В таком культурном ландшафте не может быть двух Красных площадей или двух Долгих полей. Это означает, что, будучи единственным, каждый топоним не только подчёркивает уникальность конкретного места в конкретном культурном ландшафте, но и особым способом — через внутриландшафтную систему называния (номинации) мест — организует всё пространство культурного ландшафта, занимая в нём вполне определённую организационную позицию. Таким образом, прямо (например, Заречье) или косвенно в конкретном культурном ландшафте любой топоним всегда несёт в себе организационную функцию.
|
|
В рамках культурного ландшафта топос всегда имеет вертикальную структуру, в которой место представляет собой материальную основу, или основание топоса, а топоним — идеальную основу, или «вершину» топоса.
Вместе с тем, было бы большим упрощением считать, что место представляет собой только материальную основу, субстрат топоса, а топоним — идеальную: и топоним и место как бы проникают друг в друга.
Напомним, что под местом понимается такое образование, топология которого выстраивается, исходя из принципиальной нерасчленённости духовного и материального начал (Калуцков, 2000). Топологичность места по причине своей нерасчленённости (целостности) позволяет «удерживать» и природные и культурные процессы в их совокупности, что для этнокультурного ландшафтоведения принципиально важно. В сравнении с понятием «территория» понятие «место» экологично: «…место мыслится как потенциальное жилище, как-то, что может вмещать человека, стать ему домом… территорию и район в отличие от места нельзя рассматривать как дом человека» (Костинский, 1992). Место — материальная основа топоса, при этом во многих случаях его свойства отражаются в топониме.
Отметим один важный «парадоксальный» момент: в принципе, любое безымянное место уже имеет своё протоимя (прототопоним), которое содержится
Культурный ландшафт как объект наследия
в типе места, угодья. И этот прототопоним может стать и топонимом: так, городище становится Городищем, росчистка — Росчисткой, а пожня — Пожней или Поженкой.
Иначе, любое безымянное место, а точнее тип места — это прототопос.
При смене одного топоса другим, например, в связи со сменой хозяйственного использования места, старый тип места может перейти в топоним. Так, новина Ивана Петровича становится полем Новина Ивана Петровича. Печище Белоусовское печище — лугом Белоусовское печище. Деревня — полем Деревня. Это важный момент динамики топоса.
Топос — тип места, которое в конкретном культурном ландшафте получило своё имя, топоним.
Топоним — это идеальное начало топоса, но такое идеальное начало, которое благодаря свойству «отражения» своего субстрата (типа места) может точно передавать материальные свойства топоса.
Топос не может быть безымянным. Пока у него нет топонима, это просто «место». Именно с топонима начинается история топоса. Через топоним осуществляется социализация места, в результате чего оно превращается в топос и становится достоянием сообщества, находит своё место на ментальной карте сообщества и хранится в «банке общественно значимой информации». Только через топоним может быть осуществлена и «общественная возгонка» топоса: в связи с повышением его значимости он может стать полиландшафтным (см. ниже).
В ряде ситуаций у одного топоса может быть несколько названий, то есть одному топосу соответствует несколько топонимов. Это характерно для так называемых полиландшафтных топосов, а также при изменении старого названия места на новое.
Топос соотносится с определённой территорией — угодьем или природным территориальным комплексом; принципиальное же отличие топоса от территории заключается в том, что топос всегда в лаконичной форме содержит знание о «своём» культурном ландшафте и может быть осмыслен только с позиций этого культурного ландшафта. Другое отличие топоса от ПТК и угодья заключается в том, что топос всегда имеет имя (имя места, или топоним). В ситуации отсутствия управленческих и хозяйственных инноваций, при стабильной организации ландшафта многие (особенно сельскохозяйственные) топосы совпадают с местными хозяйственными угодьями. Однако вся система жизнедеятельности местного сообщества не может быть задана через угодья. При расширенном понимании угодья как участка земли, отличающегося от соседних использованием или природными особенностями (Энциклопедический словарь…, 1968), можно утверждать, что топос — это именное угодье.
Выделяются топосы с определёнными («жёсткими») и размытыми («мягкими») территориальными границами. Определённость (или размытость) границ топоса зависит от «жёсткости» границ соответствующего места и от положения в пределах культурного ландшафта. Территориальные границы сельскохозяйственных топосов обычно более определённы, чем, например, лесных. То же можно сказать и о центральных топосах конкретного культурного ландшафта по сравнению с периферийными.
Методология изучения культурных ландшафтов
Некоторые топосы «живут» в культурных ландшафтах разных уровней иерархии и, соответственно, могут быть осмыслены с разных позиций. Например, топос Бородинское поле представляет собой часть Бородинского деревенского культурного ландшафта, часть ландшафта Подмосковья и часть русского национального культурного ландшафта. Именно такие топосы легко поддаются масштабированию: возможно, в этом кроется причина образования вокруг этих топосов микротопонимических полей и природно-культурных комплексов. При переходе с уровня на уровень может меняться семантика топоса вплоть до противоположной: топосы, обладающие положительным образом на верхних иерархических уровнях, могут его терять на нижних.
Полиландшафтный статус топоса может быть связан и с периферийным граничным территориальным положением одного и того же топоса, который может принадлежать разным культурным ландшафтам. В таких случаях этот топос имеет несколько топонимов — по одному в каждом культурном ландшафте. С такими случаями часто сталкиваются исследователи Русского Севера (Калуцков, Иванова, Давыдова и др., 1998; Березович, 2000). Например, одно болото или лес, находящиеся на хозяйственной периферии разных деревень, жителями каждой из этих деревень называются по-разному. Так, одно и то же болото жители пинежской деревни Кобелево называют Большим, а жители деревни Земцово — Земцовским. Один и тот же лесной массив усть-покшона зовут бор Горушка, а жители околка Холм — (бор) Нижний бор.
С другим, ещё более любопытным, случаем мы столкнулись в районе сурских деревень (Верхнее Пинежье). Возвышенность, расположенная к западу от ряда деревень, называется по-разному: жители деревни Пахурово зовут её Митиной горой, а жители соседней деревни Холм — Хараполой. Причём, в обоих случаях семантика этого места, проявившаяся в приметах, сходная. Сравните: «Из-за Митиной горы ветер подул — будет дождь» и «Из-за Хараполы ветер — будет дождь».
К моноландшафтным относятся топосы, которые «живут» только в пределах одного культурного ландшафта. К ним относятся уже упоминавшиеся «зеркальные» топосы, в которых топоним зеркально отражает тип места (ручей Ручей), и все другие, которые не переходят в иные культурные ландшафты (соседние или другого иерархического уровня). Заметим, что «зеркальные» топосы обычно находятся в центре конкретного ландшафта (городского или деревенского, современного или реликтового).
Устойчивость топоса зависит от природных и общественных факторов. В конкретном культурном ландшафте устойчивость топоса (всех топосов данного ландшафта) поддерживается деятельной памятью сообщества — регулярной хозяйственной деятельностью, местными культурными традициями — мифологическими, обрядовыми, семейными. И в ментальной карте сообщества и (или) в физическом своём проявлении топос постоянно должен обновляться, иначе наступает забвение и умирание. Сообщество выступает не только основной топологической «машиной» культурного ландшафта, но и его топологической памятью.
Устойчивость топоса во многом определяется «естественностью» его границ: при прочих равных условиях топосы с чёткими природными границами
Культурный ландшафт как объект наследия
более устойчивы по сравнению с топосами, границы которых созданы деятельностью сообщества. Например, сельскохозяйственные топосы с искусственными границами относятся к наименее устойчивым: при укрупнении угодий границы мелких топосов исчезают. Тем самым хозяйственная организация места как материальная основа топоса разрушается. Возникает ситуация топологической неустойчивости. И некоторое время топос может сохраняться только в форме топонима.
Полиландшафтные топосы более устойчивы по сравнению с моноландшафтными, поскольку они «живут» не в одном культурном ландшафте и их общественное бытие поддерживается не одним, а несколькими сообществами.
Типология топосов. Несмотря на уникальность и своеобразие многих топосов, их типологизация возможна и необходима для решения некоторых теоретических и практических задач (например, для их локализации и картографирования). Заметим, что само своеобразие топосов может носить региональный или даже локальный характер. Так, даже в соседних северных деревнях сельскохозяйственные угодья, связанные с подсечно-огневым земледелием, могут называться по-разному: в одной — чищенины, а в другой — росчистки. Этот факт локального назывного различия должен быть зафиксирован. Однако при создании свода топосов они должны быть отнесены к одной типологической подгруппе.
Типологизация топосов может быть проведена по следующим основаниям: происхождение топоса, роль в территориальной организации культурного ландшафта и преобладающая функция топоса в культурном ландшафте.
По происхождению все топосы разделяются на две группы — культурные и природные. Все сложные случаи при определении генезиса топоса должны рассматриваться с позиции того культурного ландшафта, к которому относится топос.
По роли в территориальной организации культурного ландшафта выделяются основные и инфраструктурные топосы. Основные (фоновые или площадные) топосы заполняют пространство культурного ландшафта и тем самым во многом задают его своеобразие. Инфраструктурные или линейно-граничные топосы ограничивают (например, река) или связывают основные топосы между собой (к примеру, дорога, тропа). В совокупности основные и инфраструктурные топосы создают топологическую организацию культурного ландшафта.
Если по происхождению и роли в территориальной организации культурного ландшафта выделенные типы универсальны, топопреобладающей функции топоса в культурном ландшафте большинство выделенных типов носят региональный характер. Это объясняется природным и культурным своеобразием каждого региона. Так, для северорусских лесных культурных ландшафтов (регион Русского Севера) выделено 9 типологических групп топосов (таблица). К ним отнесены комплексные, сакральные, селитебные, сельскохозяйственные, лесные, речные, озёрные и болотные, дорожные и граничные. Уже в самом наборе типов «проступают» и этнокультурные (селитебные, сельскохозяйственные топосы), и природные особенности региона (лесные, речные, озёрные и болотные топосы).
Методология изучения культурных ландшафтов
Таблица