4.2.1. Работа аккумуляторной батареи в аварийном режиме
При полном отключении внешних источников переменного тока аккумуляторная батарея переходит в аварийный режим работы, обеспечивая питанием минимум релейной аппаратуры и гарантированных нагрузок. В аварийном режиме различают основной и дополнительный периоды.
В течение основного периода аварийного режима предпринимаются попытки получить электроэнергию от ДГА или восстановить внешние источники энергоснабжения. Аккумуляторная батарея в это время работает по полной программе, предусмотренной проектом для аварийного режима. Как правило, обеспечиваются питанием приборы ЭПУ; лампочки-индикаторы аварии переменного тока; световые ячейки табло, отображающие состояние участков путевого приближения и удаления, смену направления движения и занятость перегонов; необходимая часть релейной нагрузки; статив диспетчерской централизации (ДЦ); преобразователи постоянного напряжения в переменное. При безбатарейной системе к преобразователям в аварийном режиме подключаются дешифраторные ячейки участков удаления от станции, схемы смены направления и контроля занятости перегонов, схемы двойного снижения напряжения на лампах станционных и перегонных светофоров, лампы красных и пригласительных огней входных светофоров с контрольными лампочками табло. При батарейной системе от преобразователей, кроме этого, получают питание электродвигатели стрелочных приводов и контрольные цепи стрелок. Контрольные лампочки стрелочных коммутаторов имеют резерв непосредственно от батареи.
|
|
Если запуск ДГА не увенчался успехом, а внешние фидеры продолжают оставаться обесточенными, то наступает дополнительный период аварийного режима, в котором большинство нагрузок от батареи отключается. Сохраняется минимум резервирования, при котором обеспечивается питание красных ламп входных светофоров, а также схем и лампочек табло, отображающих аварийную ситуацию и состояние подходов к станции.
При безбатарейной системе продолжительность аварийного режима для крупных станций составляет до 12 ч (в том числе основного периода – 2 ч, дополнительного – 10), для промежуточных – 4 ч (без разделения на основной и дополнительный периоды). При батарейной системе промежуточных станций продолжительность аварийного режима зависит от схемы энергоснабжения поста ЭЦ, при наличии двух внешних фидеров и ДГА она составляет до 8 ч, а при отсутствии ДГА – до 16; при наличии одного внешнего фидера и ДГА – 10 ч, а при отсутствии ДГА – 22. Во всех случаях продолжительность дополнительного периода принимается равной 4 ч.
|
|
4.2.2. Методика расчета
Потребная емкость аккумуляторной батареи определяется по формуле:
Qб = (Роtо + Рдtд)/Uбηqkтkст, (4.1)
где Ро – суммарная активная мощность нагрузок, подключенных к батарее в основной период, Вт;
tо – длительность основного периода, ч;
Рд – суммарная активная мощность нагрузок, продолжающих питаться от батареи в дополнительный период, Вт;
Tд – длительность дополнительного периода, ч;
Uб – номинальное напряжение батареи, В;
ηq – коэффициент отбора емкости, зависящий от интенсивности разряда батареи;
kт – коэффициент, учитывающий возможное снижение температуры аккумуляторного помещения, kт = 0,96;
kст – коэффициент старения аккумуляторов, kст = 0,85.
В сложном режиме эксплуатации аккумуляторной батареи при наличии основного и дополнительного периодов разряда коэффициент отбора емкости ηq определяется исходя из расчетного времени резервирования:
tр = (Iоtо + Iдtд)/Iо, (4.2)
где Iо, Iд – соответственно токи разряда основного и дополнительного периодов аварийного режима, А;
tо, tд – длительность основного и дополнительного периодов, ч.
Значения токов, потребляемых некоторыми нагрузками в аварийном режиме, приведены в табл. 4.1. При расчетном времени резервирования 2 ч коэффициент ηq равен 0,65; при 4 ч – 0,8; при 6 – 0,88; при 8 – 0,95; при 10 – 1.
Т а б л и ц а 4.1
Значения токов, потребляемых нагрузками
от батареи в аварийном режиме, А
Вид нагрузки | Измеритель | Ток, отнесенный к единице измерения |
Приборы питающей установки Реле групповых комплектов Контрольные лампочки табло Статив ДЦ Релейные стативы систем ЭЦ: БМРЦ УЭЦ-М ЭЦИ ЭЦ-12 | Пост Пост Лампа Пост Стрелка Стрелка Стрелка Стрелка | 0,432 0,981 0,105 2,500 0,170 0,262 0,215 0,200 |
Ток, потребляемый преобразователем напряжения от батареи в аварийном режиме, определяется по формуле:
Iпр = Рн/ηпрUб, (4.3)
где Рн – суммарная активная мощность нагрузок, подключенных к преобразователю, Вт;
ηпр – КПД преобразователя;
Uб – номинальное напряжение батареи, В.
КПД преобразователя описывается уравнением:
ηпр = ηφηн/0,82, (4.4)
где ηφ – зависимость КПД от cosφ;
ηн – зависимость КПД от коэффициента нагрузки kн.
В свою очередь
kн = Рн/Рном, (4.5)
где Рн – активная мощность, потребляемая преобразователем, Вт;
Рном – активная мощность преобразователя, на которую он был настроен при наладке устройств ЭЦ, Вт.
Зависимости КПД преобразователя от cosφ и коэффициента нагрузки kн приведены в табл. 4.2 и 4.3 соответственно.
Т а б л и ц а 4.2
Зависимость КПД преобразователя от cosφ
cosφ | 0,60 | 0,65 | 0,70 | 0,75 | 0,80 | 0,85 | 0,90 | 0,95 | 1,00 |
ηφ | 0,63 | 0,67 | 0,70 | 0,73 | 0,76 | 0,78 | 0,80 | 0,81 | 0,82 |
Т а б л и ц а 4.3
Зависимость КПД преобразователя от коэффициента нагрузки kн
kн | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 1,0 |
ηн | 0,50 | 0,64 | 0,72 | 0,77 | 0,81 | 0,82 | 0,83 | 0,83 | 0,83 | 0,83 |
По результатам расчета выбирается тип аккумуляторов. При проектировании, когда наблюдается определенный стандарт в наборе резервируемых от батареи нагрузок, институтом ГТСС рекомендуется применять для промежуточных станций аккумуляторы СК4, для станций с количеством стрелок 31 – 50 – аккумуляторы СК6/СК8, для станций с количеством стрелок 51 – 100 – аккумуляторы СК8/СК10 (в знаменателе – с учетом статива ДЦ). На промежуточных станциях при батарейной системе питания необходимые сроки резервирования обеспечиваются батареей из аккумуляторов типа СК10 – СК12 (цифра в обозначении типа аккумулятора указывает на его индекс).
4.2.3. Примеры расчета
Пример 1. Определить емкость аккумуляторной батареи промежуточной станции однопутного участка с количеством стрелок 15 при безбатарейной системе питания. Проектные решения выполнены по типовому альбому ЭЦ-12.
На основе данных табл. 4.1. запишем нагрузки, получающие питание от батареи в аварийном режиме (за исключением преобразователя), и рассчитаем их мощность:
|
|
- контрольные лампочки (0,105 А · 24 В = 2,5 Вт):
аварии переменного тока, 4 шт. Р = 2,5 · 4 = 10 Вт
- путевого приближения, удаления, направления
движения, занятия перегона, 8 шт. Р = 2,5 · 8 = 20 Вт
- релейные стативы (0,2 А · 24 В = 4,8 Вт) Р = 4,8 · 15 = 72 Вт
- статив ДЦ (2,5 А · 24 В = 60 Вт) Р = 60 · 1 = 60 Вт
∑ РБ = 162 Вт.
Определим загрузку преобразователя ПП1 панели ПР2-ЭЦ, пользуясь данными табл. 4.4. К преобразователю в аварийном режиме подключаются:
- лампы красных огней
входных светофоров, 2 шт. Р = 32 · 2 = 70 Вт; Q = 13 · 2 = 26 В∙Ар
- лампа пригласительного огня Р = 32 · 1 = 32 Вт; Q = 13 · 1 = 13 В∙Ар
- схемы ДСН на прилегающих
перегонах Р = 12,7 · 2 = 25,4 Вт; Q = 6 · 2 = 12 В∙Ар
- схема ДСН на станции Р = 36,5 · 1 = 36,5 Вт; Q = 5 · 1 = 5 В∙Ар
- схемы смены направления и
контроля занятия перегонов Р = 12,7 · 2 = 25,4 Вт; Q = 6 · 2 = 12 В∙Ар
- ячейки ДЯ участков
удаления Р = 16,6 · 2 = 33,2 Вт; Q = 16,8 · 2 = 33,6 В∙Ар
∑ Рпр = 225,5 Вт, ∑ Qпр = 101,6 В∙Ар.
Отсюда, пользуясь формулами (4.7) и (4.8), вычисляем полную мощность Sпр = 247 В∙А и cosφ = 0,91. Исходя из номинальной мощности преобразователя Рном = 300 Вт по формуле (4.5) определяем коэффициент нагрузки kн = 0,75;
затем из табл. 4.2 и 4.3 находим коэффициенты ηφ = 0,8 и ηн = 0,83.
Это позволяет по формуле (4.4) вычислить КПД преобразователя ηпр = 0,8 и далее – активную мощность, которую он потребляет от батареи. Из уравнения (4.3) следует, что
Рпр = ∑ Рпр/ηпр; Рпр = 225,5/0,8 = 282 Вт.
Определим суммарную мощность нагрузок, подключенных к батарее в аварийном режиме:
Ро = ∑ Рб + Рпр; Ро = 162 + 282 = 444 Вт.
Поскольку для промежуточных станций при безбатарейной системе существует только основной период аварийного режима продолжительностью
tр = 4 ч, то коэффициент отбора емкости ηq = 0,8. По формуле (4.1) определяем потребную емкость аккумуляторной батареи:
Qб = 444 · 4/24 · 0,8 · 0,96 · 0,85 = 113 А·ч.
Пример 2. Определить емкость аккумуляторной батареи крупной станции двухпутного участка с количеством стрелок 52, оборудованной системой УЭЦ-М.
|
|
На основе данных табл. 4.1 запишем нагрузки и токи, потребляемые от аккумуляторной батареи в основном периоде аварийного режима:
− приборы питающей установки I = 0,432 А
− реле групповых комплектов I = 0,981 А
− контрольные лампочки аварии переменного тока I = 0,105 · 4 = 0,42
− лампочки табло путевого приближения и удаления I = 0,105 · 8 = 0,84 А
− релейные стативы I = 0,262 · 52 = 13,6 А
∑ Iб = 16,28 А.
К преобразователю напряжений панели ПВП1-ЭЦК подключаются те же нагрузки, что и для промежуточной станции, рассмотренные в примере 1, поэтому по формуле (4.3) определим ток, потребляемый им от батареи:
Iпр = 225,5 / 0,8 · 24 = 11,74 А.
Следовательно, разрядный ток в основном периоде
Iо = ∑ Iб + Iпр; Iо = 16,28 + 11,74 = 28,02 А.
В дополнительном периоде аварийного режима к батарее остаются
подключенными приборы питающей установки (0,432 А), лампочки табло
(12 шт., 1,26 А) и преобразователь (11,74 А) с суммарным током потребления
Iд = 13,43 А. Имея в виду, что для крупной станции длительность основного периода составляет 2 ч, а дополнительного – 10 ч, по формуле (4.2) вычисляем расчетное время аварийного режима:
tр = (28,02 · 2 + 13,43 · 10)/28,02 = 6,8 ч.
Следовательно, коэффициент отбора емкости находится в пределах от 0,88 до 0,95; примем ηq = 0,91. По формуле (4.1) определяем потребную емкость аккумуляторной батареи:
Qб = (28,02 · 24 · 2 + 13,43 · 24 · 10)/24 ·0,91 · 0,96 · 0,85 ≈ 256 А·ч.