Определение емкости аккумуляторной батареи

4.2.1. Работа аккумуляторной батареи в аварийном режиме

При полном отключении внешних источников переменного тока аккумуляторная батарея переходит в аварийный режим работы, обеспечивая питанием минимум релейной аппаратуры и гарантированных нагрузок. В аварийном режиме различают основной и дополнительный периоды.

В течение основного периода аварийного режима предпринимаются попытки получить электроэнергию от ДГА или восстановить внешние источники энергоснабжения. Аккумуляторная батарея в это время работает по полной программе, предусмотренной проектом для аварийного режима. Как правило, обеспечиваются питанием приборы ЭПУ; лампочки-индикаторы аварии переменного тока; световые ячейки табло, отображающие состояние участков путевого приближения и удаления, смену направления движения и занятость перегонов; необходимая часть релейной нагрузки; статив диспетчерской централизации (ДЦ); преобразователи постоянного напряжения в переменное. При безбатарейной системе к преобразователям в аварийном режиме подключаются дешифраторные ячейки участков удаления от станции, схемы смены направления и контроля занятости перегонов, схемы двойного снижения напряжения на лампах станционных и перегонных светофоров, лампы красных и пригласительных огней входных светофоров с контрольными лампочками табло. При батарейной системе от преобразователей, кроме этого, получают питание электродвигатели стрелочных приводов и контрольные цепи стрелок. Контрольные лампочки стрелочных коммутаторов имеют резерв непосредственно от батареи.

Если запуск ДГА не увенчался успехом, а внешние фидеры продолжают оставаться обесточенными, то наступает дополнительный период аварийного режима, в котором большинство нагрузок от батареи отключается. Сохраняется минимум резервирования, при котором обеспечивается питание красных ламп входных светофоров, а также схем и лампочек табло, отображающих аварийную ситуацию и состояние подходов к станции.

При безбатарейной системе продолжительность аварийного режима для крупных станций составляет до 12 ч (в том числе основного периода – 2 ч, дополнительного – 10), для промежуточных – 4 ч (без разделения на основной и дополнительный периоды). При батарейной системе промежуточных станций продолжительность аварийного режима зависит от схемы энергоснабжения поста ЭЦ, при наличии двух внешних фидеров и ДГА она составляет до 8 ч, а при отсутствии ДГА – до 16; при наличии одного внешнего фидера и ДГА – 10 ч, а при отсутствии ДГА – 22. Во всех случаях продолжительность дополнительного периода принимается равной 4 ч.

4.2.2. Методика расчета

Потребная емкость аккумуляторной батареи определяется по формуле:

Qб = (Роtо + Рдtд)/Uбηqkтkст, (4.1)

где Ро – суммарная активная мощность нагрузок, подключенных к батарее в основной период, Вт;

tо – длительность основного периода, ч;

Рд – суммарная активная мощность нагрузок, продолжающих питаться от батареи в дополнительный период, Вт;

Tд – длительность дополнительного периода, ч;

Uб – номинальное напряжение батареи, В;

ηq – коэффициент отбора емкости, зависящий от интенсивности разряда батареи;

kт – коэффициент, учитывающий возможное снижение температуры аккумуляторного помещения, kт = 0,96;

kст – коэффициент старения аккумуляторов, kст = 0,85.

В сложном режиме эксплуатации аккумуляторной батареи при наличии основного и дополнительного периодов разряда коэффициент отбора емкости ηq определяется исходя из расчетного времени резервирования:

tр = (Iоtо + Iдtд)/Iо, (4.2)

где Iо, Iд – соответственно токи разряда основного и дополнительного периодов аварийного режима, А;

tо, tд – длительность основного и дополнительного периодов, ч.

Значения токов, потребляемых некоторыми нагрузками в аварийном режиме, приведены в табл. 4.1. При расчетном времени резервирования 2 ч коэффициент ηq равен 0,65; при 4 ч – 0,8; при 6 – 0,88; при 8 – 0,95; при 10 – 1.

Т а б л и ц а 4.1

Значения токов, потребляемых нагрузками

от батареи в аварийном режиме, А

Вид нагрузки Измеритель Ток, отнесенный к единице измерения
Приборы питающей установки Реле групповых комплектов Контрольные лампочки табло Статив ДЦ Релейные стативы систем ЭЦ: БМРЦ УЭЦ-М ЭЦИ ЭЦ-12 Пост Пост Лампа Пост Стрелка Стрелка Стрелка Стрелка 0,432 0,981 0,105 2,500 0,170 0,262 0,215 0,200

Ток, потребляемый преобразователем напряжения от батареи в аварийном режиме, определяется по формуле:

Iпр = РнпрUб, (4.3)

где Рн – суммарная активная мощность нагрузок, подключенных к преобразователю, Вт;

ηпр – КПД преобразователя;

Uб – номинальное напряжение батареи, В.

КПД преобразователя описывается уравнением:

ηпр = ηφηн/0,82, (4.4)

где ηφ – зависимость КПД от cosφ;

ηн – зависимость КПД от коэффициента нагрузки kн.

В свою очередь

kн = Рнном, (4.5)

где Рн – активная мощность, потребляемая преобразователем, Вт;

Рном – активная мощность преобразователя, на которую он был настроен при наладке устройств ЭЦ, Вт.

Зависимости КПД преобразователя от cosφ и коэффициента нагрузки kн приведены в табл. 4.2 и 4.3 соответственно.

Т а б л и ц а 4.2

Зависимость КПД преобразователя от cosφ

cosφ 0,60 0,65 0,70 0,75 0,80 0,85 0,90 0,95 1,00
ηφ 0,63 0,67 0,70 0,73 0,76 0,78 0,80 0,81 0,82

Т а б л и ц а 4.3

Зависимость КПД преобразователя от коэффициента нагрузки kн

kн 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0
ηн 0,50 0,64 0,72 0,77 0,81 0,82 0,83 0,83 0,83 0,83

По результатам расчета выбирается тип аккумуляторов. При проектировании, когда наблюдается определенный стандарт в наборе резервируемых от батареи нагрузок, институтом ГТСС рекомендуется применять для промежуточных станций аккумуляторы СК4, для станций с количеством стрелок 31 – 50 – аккумуляторы СК6/СК8, для станций с количеством стрелок 51 – 100 – аккумуляторы СК8/СК10 (в знаменателе – с учетом статива ДЦ). На промежуточных станциях при батарейной системе питания необходимые сроки резервирования обеспечиваются батареей из аккумуляторов типа СК10 – СК12 (цифра в обозначении типа аккумулятора указывает на его индекс).

4.2.3. Примеры расчета

Пример 1. Определить емкость аккумуляторной батареи промежуточной станции однопутного участка с количеством стрелок 15 при безбатарейной системе питания. Проектные решения выполнены по типовому альбому ЭЦ-12.

На основе данных табл. 4.1. запишем нагрузки, получающие питание от батареи в аварийном режиме (за исключением преобразователя), и рассчитаем их мощность:

- контрольные лампочки (0,105 А · 24 В = 2,5 Вт):

аварии переменного тока, 4 шт. Р = 2,5 · 4 = 10 Вт

- путевого приближения, удаления, направления

движения, занятия перегона, 8 шт. Р = 2,5 · 8 = 20 Вт

- релейные стативы (0,2 А · 24 В = 4,8 Вт) Р = 4,8 · 15 = 72 Вт

- статив ДЦ (2,5 А · 24 В = 60 Вт) Р = 60 · 1 = 60 Вт

∑ РБ = 162 Вт.

Определим загрузку преобразователя ПП1 панели ПР2-ЭЦ, пользуясь данными табл. 4.4. К преобразователю в аварийном режиме подключаются:

- лампы красных огней

входных светофоров, 2 шт. Р = 32 · 2 = 70 Вт; Q = 13 · 2 = 26 В∙Ар

- лампа пригласительного огня Р = 32 · 1 = 32 Вт; Q = 13 · 1 = 13 В∙Ар

- схемы ДСН на прилегающих

перегонах Р = 12,7 · 2 = 25,4 Вт; Q = 6 · 2 = 12 В∙Ар

- схема ДСН на станции Р = 36,5 · 1 = 36,5 Вт; Q = 5 · 1 = 5 В∙Ар

- схемы смены направления и

контроля занятия перегонов Р = 12,7 · 2 = 25,4 Вт; Q = 6 · 2 = 12 В∙Ар

- ячейки ДЯ участков

удаления Р = 16,6 · 2 = 33,2 Вт; Q = 16,8 · 2 = 33,6 В∙Ар

∑ Рпр = 225,5 Вт, ∑ Qпр = 101,6 В∙Ар.

Отсюда, пользуясь формулами (4.7) и (4.8), вычисляем полную мощность Sпр = 247 В∙А и cosφ = 0,91. Исходя из номинальной мощности преобразователя Рном = 300 Вт по формуле (4.5) определяем коэффициент нагрузки kн = 0,75;
затем из табл. 4.2 и 4.3 находим коэффициенты ηφ = 0,8 и ηн = 0,83.
Это позволяет по формуле (4.4) вычислить КПД преобразователя ηпр = 0,8 и далее – активную мощность, которую он потребляет от батареи. Из уравнения (4.3) следует, что

Рпр = ∑ Рпрпр; Рпр = 225,5/0,8 = 282 Вт.

Определим суммарную мощность нагрузок, подключенных к батарее в аварийном режиме:

Ро = ∑ Рб + Рпр; Ро = 162 + 282 = 444 Вт.

Поскольку для промежуточных станций при безбатарейной системе существует только основной период аварийного режима продолжительностью
tр = 4 ч, то коэффициент отбора емкости ηq = 0,8. По формуле (4.1) определяем потребную емкость аккумуляторной батареи:

Qб = 444 · 4/24 · 0,8 · 0,96 · 0,85 = 113 А·ч.

Пример 2. Определить емкость аккумуляторной батареи крупной станции двухпутного участка с количеством стрелок 52, оборудованной системой УЭЦ-М.

На основе данных табл. 4.1 запишем нагрузки и токи, потребляемые от аккумуляторной батареи в основном периоде аварийного режима:

− приборы питающей установки I = 0,432 А

− реле групповых комплектов I = 0,981 А

− контрольные лампочки аварии переменного тока I = 0,105 · 4 = 0,42

− лампочки табло путевого приближения и удаления I = 0,105 · 8 = 0,84 А

− релейные стативы I = 0,262 · 52 = 13,6 А

∑ Iб = 16,28 А.

К преобразователю напряжений панели ПВП1-ЭЦК подключаются те же нагрузки, что и для промежуточной станции, рассмотренные в примере 1, поэтому по формуле (4.3) определим ток, потребляемый им от батареи:

Iпр = 225,5 / 0,8 · 24 = 11,74 А.

Следовательно, разрядный ток в основном периоде

Iо = ∑ Iб + Iпр; Iо = 16,28 + 11,74 = 28,02 А.

В дополнительном периоде аварийного режима к батарее остаются
подключенными приборы питающей установки (0,432 А), лампочки табло
(12 шт., 1,26 А) и преобразователь (11,74 А) с суммарным током потребления
Iд = 13,43 А. Имея в виду, что для крупной станции длительность основного периода составляет 2 ч, а дополнительного – 10 ч, по формуле (4.2) вычисляем расчетное время аварийного режима:

tр = (28,02 · 2 + 13,43 · 10)/28,02 = 6,8 ч.

Следовательно, коэффициент отбора емкости находится в пределах от 0,88 до 0,95; примем ηq = 0,91. По формуле (4.1) определяем потребную емкость аккумуляторной батареи:

Qб = (28,02 · 24 · 2 + 13,43 · 24 · 10)/24 ·0,91 · 0,96 · 0,85 ≈ 256 А·ч.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: