Организация контроля качества продукции. Классификация видов эффекта от повышении качества продукции

Особое место в управлении качеством продукции занимает контроль качества. Именно контроль как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий выпуска продукции высокого качества. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом.

Именно в процессе контроля осуществляется сопоставление фактически достигнутых результатов функционирования системы с запланированными. Современные методы контроля качества продукции, позволяющие при минимальных затратах достичь высокой стабильности показателей качества, приобретают все большее значение.

Контроль – это процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).

Предметом контроля может быть не только исполнительская деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Так говорят о целесообразности объединения планирования и контроля в единую систему управления (Controlling): планирование, контроль, отчетность, менеджмент.

Контроль осуществляется лицами, прямо или косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) – это контроль лицами, не зависящими от процесса.

Процесс контроля должен пройти следующие стадии:

1. Определение концепции контроля (всеобъемлющая система контроля «Controlling» или частные проверки);
2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса
правления);
3. Планирование проверки:
а) объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);
б) проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);
в) субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);
г) методы контроля;
д) объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный, ручной, автоматический, компьютеризированный);
е) сроки и продолжительность проверок;
ж) последовательность, методики и допуски проверок.
4. Определение значений действительных и предписанных.
5. Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка).
6. Выработка решения, определение его веса.
7. Документирование решения.
8. Метапроверка (проверка проверки).
9. Сообщение решения (устное, письменный отчет).
10. Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков).

Экономическая эффективность повышения качества продукции

Для удовлетворения потребностей человека товары должны иметь определенные свойства. Степень соответствия свойств из­делия удовлетворяемым с его помощью потребностям определяет качество продукции, то есть мерой качества служит степень удов­летворенности потребителя, определяемая соотношением стоимо­сти продукции и потребительской стоимости.

Для производителя вся продукция, не содержащая дефектов, которые препятствуют продаже, имеет ценность. Для потребителя же ценность имеет только та продукция, которая соответствует его ожиданиям.

Эффект от повышения качества продукции имеет разнообразные формы - прямая экономия материалов и энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных средств, экономическое и социальное развитие предприятия.

Эффект от повышения качества продукции для производителей продукции:

1) Более полно используются ресурсы

2) Сокращаются потери от брака и рекламации

3) Увеличиваются доходы от реализации продукции повышенного качества

4) Повышаются возможности материального стимулирования работников

5) Возрастает моральное удовлетворение коллектива предприятия

Эффект производителей формируется за счет следующих источников:

1) прироста урожайности (по сортам сельскохозяйственных культур), повышения продуктивности (по видам животных или птицы);

2) прироста производства валовой продукции; улучшения качества продукции;

3) увеличения производительности и снижения затрат труда на единицу продукции или производственную единицу; снижения себестоимости;

4) сокращения потерь при транспортировке, хранении и реализации продукции.

Эффект от повышения качества продукции для потребителей продукции:

1) Выше удовлетворенность покупателей

2) Расширяется и обновляет­ся ассортимент продукции

3) Сокращаются затраты на потребление

4) Создаются более благо­приятные условия в сфере потребления

Эффект от повышения качества продукции для государства:

1) Расширяются экспортные возможности и валютные поступления

2) Увеличивается народно­хозяйственный эффект на единицу затрат

3) Более полно удовлетворя­ются потребности населе­ния

4) Ускоряется внедрение достижений научно-технического прогресса в отраслях

В результате обеспечения качеством возникают различные виды экономического эффекта (рис. 1).

Рис. 1. Виды экономического эффекта от управления качеством объекта

Повышение полезности объекта (изменение потребительной стоимости) - один из видов экономического эффекта от изменения качества. Этот эффект в первую очередь связан с предложением рынку новых товаров высокого качества, что приводит к повышению доли предприятия на рынке, улучшению его имиджа, победам над конкурентами, дополнительному обороту и прибыли и т. д.

Второй вид экономического эффекта - предотвращенный убыток - определяется степенью обеспечения предприятием заявленного качества. Он возникает в негативных для предприятия условиях, когда реальное качество не соответствует проектному, а также тому, которое предприятие «обещает» потребителям в контрактах, проспектах, рекламе и т.д. Предприятие работает над тем, чтобы уменьшить отрицательный результат. Этот вид эффекта по сути убыток, не возникший благодаря мерам по обеспечению качества.

Предотвращенный убыток бывает двух видов:

1) предотвращенный ущерб, определяемый уменьшением потерь наличного имущества: эффект состоит в снижении потерь от брака, рекламаций, штрафов, связанных с отклонением продукции от установленных норм;

2) упущенная выгода - недополучение тех имущественных благ, которые могли быть получены, если бы было обеспечено обещанное (заявленное) качество (например, если бы потребители были полностью удовлетворены качеством продукции предприятия и не стали бы вместо нее приобретать товары кон­курентов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: