Липпман подвергнув анализу массовое сознание и роль прессы в формировании общественного мнения, пришел к выводу, что решительно всем процессом восприятия управляют стереотипы.
Термин стереотип выделяет две существенные характеристики «поля общественного мнения»:
· Наличие предельно стандартизированных и упрощенных способов выражения
· Предзаданность, первичность этих форм по отношению к конкретным процессам или актам общения.
Общественное мнение в значительной мере формируется и фиксируется в тексте масс-меда.
Примеры стереотипных характеристик (клише): герой, враг, вредитель, свой – чужой, виновник.
Клише оценок: «за-против» (одобрение – неодобрение, доверие – недоверие)
Стереотип не только выделяет статистически «среднее мнение», но и задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец социально одобряемого или социально допустимого поведения.
Стереотип может выступать и в качестве руководства к действию, то есть реального поведения людей.
Рассматривая роль прессы в формировании общественного мнения Липпман утверждал, что она может с помощью информации создавать ложную картину мира, не соответствующую действительности, рассчитанную на эмоциональную реакцию аудитории.
|
|
Стереотип подвержен не только текстовый материал, но и иллюстрированный.
Иллюстрации являются способам создания и внедрения в сознание читателей иллюзорных, ложных представлений о действительности.
В практике фотографической практике информации тоже существуют определенные пропагандистские штампы, рассчитанные на эмоциональное воздействие.
Комиксы – типичная форма бульварной печати. Они воздействуют на читателя на протяжении всей его жизни. Комиксы построены на примитивных стереотипах и способствуют формированию ложных представлений о чем угодно.
Джек Нахбар и Кевин Лаузе отмечают, что стереотипы являются составной частью массовой культуры. Они могут формироваться на основе:
· Возраста (молодежь слушает только рок-н-ролл)
· Пола (все мужчины хотят от женщин только одного)
· Расы (японцы неотличимы друг от друга)
· Религии (ислам – религия террора)
· Профессии (все адвокаты – жулики)
· Национальности (все евреи – жадные)
· Географические (жизнь в небольших городах безопаснее чем в больших)
· Вещевые (немецкие машины самые качественные)
Стереотип формируется под воздействием следующих факторов:
· Бессознательной коллективной переработки
· Индивидуально-социокультурной среды
· При целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ