А. И причинно-функциональный, и логико-смысловой способы интеграции выступают в качестве средства, с помощью которого бесконечное множество бесконечно сложных, явлений социально-культурного мира превращается в рационально постижимые системы.
То, что мы называем социально-культурным миром, состоит из несметного количества отдельных объектов, событий, процессов, фрагментов, имеющих бесконечное множество форм, свойств и связей. С некоторыми оговорками мы можем сказать о нем то же самое, что говорится о всем мироздании: «Вселенная бесконечна: беспредельна во времени и необозрима в пространстве. В своей необъятности она не может быть познана путем непосредственного восприятия»20.
Сказанное справедливо и относительно социокультурного универсума. Он тоже воспринимается нами как сложный и неисчерпаемый хаос бесчисленных, разнообразных и бессвязных на вид фрагментов. В самом деле, никто из нас никогда не воспринимает культуру как нечто целое, полностью и компактно собранное в одной книге, или упакованное в ящик, или же изображенное на одном холсте.
Один из способов упорядочения хаоса всей Вселенной, равно как и мира культуры, заключается в установлении причинно-функциональных или вероятностных формул интеграции. Они
предоставляют в наше распоряжение образцы единообразия (patterns of uniformity), которое может быть обнаружено во взаимоотношениях множества отдельных компонентов этого бесконечного хаоса. С помощью таких формул мы можем свести хаос к некоторому набору рациональных систем, среди которых нам легче ориентироваться и которые позволяют нам отличать более значительные аспекты от менее значительных. Причинно-функциональные формулы (такие, например, как ньютоновский закон всемирного тяготения) кратко обобщают огромное множество отдельных связей. Они подобны лучу света, пронзающему бездонную тьму хаоса. То же самое, хотя и с некоторыми оговорками, можно сказать о любой причинной формуле: ведь она устанавливает единообразие между рассматриваемыми переменными. Благодаря этому калейдоскоп отдельных событий, форм, объектов и связей превращается в рационально постижимое целое. Когда из формулы видно, что переменные А и В — например, экономическая депрессия и уровень рождаемости, способ производства и формы идеологии, человеческое одиночество и число самоубийств, урбанизация и преступность — более или менее сходным образом соотносятся друг с другом (в том смысле, что В, как правило, следует за А или изменяется вместе с ним), то это единообразие связывает указанные переменные воедино, превращая беспорядок в рационально постижимую упорядоченность. Иной по сути, но сходной по функции является роль логико-смыслового метода упорядочения хаоса. Однако упорядочивающим элементом здесь служит не однообразие, не схожесть связей между отдельными переменными, а тождество смысла или логическое соединение (coalescence]. За эмпирически различными, кажущимися разрозненными фрагментами культурного комплекса скрыто лежит тождество смысла, превращающее все эти элементы в устойчивые стили, типичные формы и значимые образцы. Таким образом, если единообразие взаимссвязей является общим знаменателем причинно-связанных явлений, то при яогико-смысловом единстве таким общим знаменателем служит главный смысл, или идея.
Процедура собирания разрозненных страниц научного трактата или бессмысленных по отдельности кубиков головоломки является, как мы уже видели, конкретным примером подобного логико-смыслового упорядочения. Конечно, если элементы с°циокультурной конгломерации (уподобим их разрозненным Страницам научного труда или фрагментам головоломки) не-°единимы по своей сущности, то такая процедура невозмож-