потребности были максимально удовлетворены. Способ их реализации заключается не в преобразовании или эксплуатации духовного мира индивидов, а в преобразовании или эксплуатации внешнего мира. Короче говоря, чувственная культура по своим большим посылкам противоположна культуре идеациональной.
Эти черты свойственны всем разновидностям чувственной культурной ментальности, но на основе вариаций четвертого пункта (то есть способа реализации) можно выделить три основные разновидности этого типа.
A. Активная чувственная культурная менталъность (активное «эпикурейство»). Разделяя с другими формами чувственной ментальности все четыре сформулированные выше предпосылки, она ищет удовлетворения своих потребностей и достижения целей на пути наиболее «эффективного» преобразования, настройки, перестройки и реконструкции внешней среды. Преобразование неорганического и органического мира (технология, медицина и прикладные науки), культуры и общества, рассматриваемое главным образом внешне, является орудием этого вида ментальности. Великие исторические деятели, великие завоеватели и основатели империй — вот ее воплощения.
|
|
B. Пассивная чувственная менталъность (пассивное «эпикурейство»). Характеризуется стремлением удовлетворять потребности и достигать целей не путем внутреннего преобразования «себя» и не путем эффективного реконструирования внешнего мира, а путем паразитической эксплуатации и утилизации внешней реальности в том виде, как она есть, и рассматриваемой всего лишь как средство для получения удовольствий. «Жизнь коротка», «Carpe diem»8, «Вино, женщины, песня», «Ешь, пей, веселись»9 — таковы девизы этой ментальности.
C. Циничная чувственная менталъность (циничное «эпикурейство»). Цивилизация, где преобладает этот тип ментальности, в поисках средств удовлетворения своих потребностей использует своеобразную технику попеременного надевания тех идеациональных масок, которые сулят принести материальную выгоду. Образцами этой ментальности являются все тартюфы10 мира сего — те, кто привык менять свой психосоциальный «цвет» и свои ценности для того, чтобы плыть по течению.
III. СМЕШАННЫЕ ТИПЫ МЕНТАЛЬНОСТИ И КУЛЬТУРЫ
Все другие культурные ментальности по своим главным посылкам представляют собой смесь идеациональной и чувственной
2. Системы культуры 6 7
сЬорм в разных сочетаниях и пропорциях. За одним бесспорным исключением, они являются, следовательно, эклектичными, внутренне противоречивыми и логически слабо интегрированными.
A. Идеалистическая культурная ментальностъ. Это единственная форма смешанного типа, которая является — или, по крайней мере, представляется — логически интегрированной. В количественном отношении это более или менее сбалансированное соединение идеациональных и чувственных элементов, с преобладанием, однако, элементов идеациональных. В качественном отношении она синтезирует посылки обоих типов в одно внутренне согласованное и гармоничное единство. Реальность для нее многогранна, имеет аспекты и непреходящего Бытия, и вечно изменяющегося Становления — духовного и материального. Ее потребности и цели — духовные и материальные, однако материальные подчинены духовным. Способы их реализации заключаются и в самосовершенствовании и в преобразовании внешнего чувственно воспринимаемого мира: другими словами, эта ментальность и идеациональному и чувственному воздает suum cuique ".
|
|
B. Псевдоидеационалъная ментальностъ. Другой своеобразной формой смешанного типа является неинтегрированная псев-доидеациональная ментальность. Ее можно было бы назвать «субкультурой», если бы термин «культура» не использовался только для обозначения логически интегрированных систем.
Характер реальности не вполне определен, но ощущается скорее как чувственный. Потребности и цели здесь преимущественно физического свойства. Они удовлетворяются весьма умеренно, и способ их удовлетворения — не активное преобразование среды в сколько-нибудь заметной степени, не добровольно,, самосовершенствование, не погоня за удовольствиями и држс не успешное лицемерие. Это — тупое и пассивное перенесение шипений и ударов, идущих извне, до тех пор, пока хватает физических сил. Такая минимизация духовных и телесных потребностей избрана не добровольно, а навязана некой внешней силой (vis absolute12). Это результат неумения сопротивляться. Сила угнетения столь велика, что после нескольких неудачных попыток противостоять ей у угнетенных не остается больше энергии, чтобы бороться за свободу и адаптироваться физически и духовно к лучшему строю. Получив возможность, псевдоидеационалист лег-ko может погрязнуть в пассивно-циническом или даже активном «эпикурействе». Рабы, живущие в ужасающе бесчеловечных условиях; многие заключенные; население стран, где установлены
Часть 1. Введение]
жестокие политические режимы; некоторые первобытные племена, существующие в условиях нищеты и лишений; те, кто пережил страшную катастрофу, принесшую с собой полную разруху, чувственные личности, которых постигла неизлечимая болезнь13, — все они являют собой примеры этого типа ментальное™.
Ясно, что проблемы, связанные с изучением характеристик ид еаци опально го и чувственного типов культуры, вопросы о том, как эти ментальное™ и их характеристики распределяются в разных реально существующих комплексах и как они проявляются в актуальном поведении индивидов и групп, требуют отдельного рассмотрения. Наше исследование поэтому распадается на две части или обретает два аспекта: 1) выяснение смысла и содержания каждого типа культуры, вытекающих из больших посылок; и 2} обнаружение того, как характеристики всех типов распределяются во времени и пространстве.
В конкретной социальной действительности ни один из означенных выше типов — ни в индивиде, ни в группе, ни в культуре — не находится в чистом виде, не смешанном с другими типами. С другой стороны, эти типы и их характеристики не одинаково распределяются среди индивидов, групп и культур. В одних преобладает аскетически-идеациональный тип, в других — активно-идеациональный, в каких-то — пассивно- или активно-чувственный, а в каких-то — идеалистический. Тщательное исследование истории жизни индивида или группы показало бы, к какому типу культуры они тяготеют.
|
|
Каждая из семи вышеописанных форм и комбинаций элементов, из которых она состоит, логически и функционально соединяется с некоторыми дополнительными характеристиками.
1) Поскольку аскетическая идеациональная ментальность стремится к последней, сверхчувственной реальности, прочной, вечной и неизменной, а не к постоянно изменяющейся и эфемерной чувственной реальности, она сопровождается либо безразличием к материальной окружающей среде и даже отвращением к ней («Что за польза пытаться приспособиться к тому, что всего лишь иллюзия!»), либо нежеланием изменить ее («Только дураки пытаются писать на волнах»), или же презрением к ней. Вот почему атараксия 14, самодостаточность, апатия15, невозмутимость, безразличие, нирвана и нечувствительность к временному существованию, к его страданиям и наслаждениям, печалям и радостям, к жизни и смерти — все это черты, общие как для индуизма, буддизма, даосизма, суфизма, джайнизма,
2. Системы культуры 69
зороастризма, греческого, римского аскетического «примитивного» идеационализма, кинизма, аскетизма, стоицизма (по крайней мере, отчасти), так и для аскетического христианства и всех других вариаций аскетически-идеациональной ментальности.
2) Сформулированное выше положение логически влечет за собой подавление телесных потребностей или же холодное безразличие по отношению к ним как несуществующим.
3} Обратим внимание на принцип Бытия, согласно которому реальность — это вечное и неизменное Бытие (Sein) в отличие от изменчивого Становления (Werden)16; последняя реальность вечно остается той же самой, неизменной даже в своих многочисленных модификациях. Только иллюзии и видимости изменяются. Таким образом, эта ментальность с эмпирической точки зрения является, по сути дела, статичной: статичной и по своей философии, и по своему Weltanschauung'y — по своему выбору целей, и по поведению. Время, в смысле «до и после», «прошлого, настоящего и будущего», «длительного и краткого», измеряемое эмпирическими единицами, или вообще не играет никакой роли, или отождествляется с вечной, последней реальностью и как таковое становится «пунктиром», которым обозначается расстояние, отделяющее аскетически-идеациональный разум от полного слияния или соединения с вечным Бытием.
|
|
Совершенно противоположна позиция носителей активной чувственной ментальности. Они видят только эмпирическую реальность. Полные сил и желаний, они стремятся изменять окружающую чувственную среду, чтобы удовлетворять свои потребности. Эмпирическая реальность вечно изменяется, вечно течет; следовательно, способы адаптации тоже должны непрерывно меняться.
Таким образом, эта менталъностъ неразрывно связана (, представлением о динамике, эволюции, прогрессе. Динамический принцип всегда был составной частью теории и практики у носителей активной чувственной ментальности, от самых ранних — Гераклита и Лукреция|7 — до современных эволюционистов, приверженцев идей преобразования, прогресса, динамизма, дви-Жения, мобильности, непрерывного изменения и регулирования. Категория времени играет здесь самую заметную роль, а временная перспектива оказывается неотъемлемой чертой ментальности, являющейся исторической par exellence18.
У таких теоретиков, если их практическая деятельность последовательно согласуется с активной чувственной ментальнос-тью, вечной панацеей становится «перестройка»: перестройка в° что бы то ни стало, во все времена, любой ценой.