5. Weltan- | Бытие (Sein): | Становление (Wer- | Бытие и Ста- | Бытие и | Узкое и край- | Узкое Становле- | нерасчлененные и |
schauung | вечная ценность; | den); преходящие | новление, с | Становление | нее Становле- | ние под маской | неосмысленные, |
безразличие к | ценности;.полно- | акцентом на | равно пред- | ние («Сагре | Бытия | смутные и фрагмен- | |
преходящим | кровное ощущение | Бытии | ставлены | diem») | тарные идеи (отсут- | ||
ценностям; не- | жизни, радости и | ствие инте!рации) | |||||
возмутимость; | горя; динамизм и | ||||||
статичность | бесконечная пере- | ||||||
стройка (прогресс. | |||||||
эволюция) | |||||||
6. Власть и | самоконтроль. | контроль над чувст- | оба контроля с | оба контроля | никакого на- | притворство и | никакого контроля: |
объем контро- | подавление чув- | венной реальностью | акцентом на | равно пред- | стоящего кон- | контроль за | просто терпение чу- |
ля | ственного чело- | самоконтроле | ставлены | троля ни над | сменой масок | жого насилия, произ- | |
века и собствен- | собой, ни над | водимого внешней | |||||
ного Я | средой | властью | |||||
7. Активность | интровертная | экстр авертная | оба типа с | оба типа | паразитизм | специфическая | вынужденная интро- |
акцентом на | равно пред- | интровертно- | интровертно- | верта о- экстравертная; | |||
интровертном | ставлены | экстравертного | экстравертная | фаталистическая | |||
типа | |||||||
"О | целостное, ду- | высоко интегриро- | и духовное и | и духовное, и | никакой под- | никакой подлин- | неинтегрированное Я, |
ховное, раство- | ванное, чувственное. | чувственное с | чувственное | линной цело- | ной целостности; | только как смутный | |
ренное в послед- | растворенное в непо- | акцентом на | равно пред- | стности; про- | похоже на пас- | центр ощущений; с | |
ней реальности, | средственной физи- | духовном и | ставлены | сто смешение | сивно-чувствен- | некоторыми фанта- | |
сознающее чув- | ческой реальности; | т. д. | неинтегриро- | ное, но интри- | стическими анимиз- | ||
ственный мир | материалнзирующее | ванных физи- | гующее и подта- | матическими ь или | |||
как иллюзию или | себя и все духовные | ческих ощу- | совывающее | другими идеями и | |||
содержание Я; | явления; материали- | щений; Я поч- | образами; остается |
Со
|
|
0)
П
вдохновенно->еалистическое | стическое, заботящееся о целостности | ти тождественно живо- | на полуживотном уровне (неинтегриро- | ||||
тела и его чувствен- | ту, половому | ванное) | |||||
ных интересах; чув- | органу и т. д. | ||||||
ственная свобода и чувственный эготизм | |||||||
9. Знание | извивает понимание и познание духовных, психологических, нематериальных явлений и переживаний; сосредоточено исключительно | швивает науку о естественных явлениях и технических изобретениях; сосредоточено ча этом; ведет к развитию технологии, медици- | оба познания, но более умеренные, с акцентом на духовном знании | оба знания завно представлены | развивает только «кулинарную» и «спальную» технику чувственных наслаждений | то же самое, что и пассивно-чувственное, плюс техника обманывать и лицемерить | не дает никакой реальной возможности развивать какую-либо форму интегрированного знания и познания за исключением некоторых фрагмен- |
на них; ведет к искусству воспитания и | ны, гигиены и санитарии и к преобразо- | тов, полученных методом проб и ошибок | |||||
изменения внутрен- | ванию физических действий человека | ||||||
10. Истина, ее категории, критерии и | осноаана на внутреннем опыте, «мистическом пути», | основана на наблюдении, измерении, эк^лериментирова- | оба способа с акцентом на «внутренний | оба способа одинаково ак- | ничего связного, никакой истины | ничего связного | ничего дифференцированного и проясненного мыслью |
методы (или | сосредоточенной | нчи с внешними | путь» | центиро- | кроме | ||
способы) ее | медитации; интуиция | явлениями посредст- | ваны | ощущений | |||
достижения | и «откровение»; | вом внешних орга- | (схола- | ||||
пророчество | нов чувств, индук- | стика) | |||||
ти^нах логика |
I
|
|
»
I
г
vj
\о
окончании табл. 1 | |||||||
Типы культурной ментальности | |||||||
4_/СНОВНЫ£ элементы | Аскетически- | Активно- | Активно- | Идеали- | Пассивно- | Цинично- | Псевдо- |
идеациональная | чувственная | идеациональная | стическая | чувственная | чувственная | идеациональная | |
1 1. Мораль- | абсолютные, трансцен- | относительные и | обе системы | обе, оди- | никаких | никаких ре- | недифференцирован- |
ные ценно- | дентальные, категориче- | чувственные, гедони- | ценностей, с | наково | реальных | альных мо- | ная моральная систе- |
сти и сис- | ские, императивные, | стические, эвдемони- | акцентом и на | акценти- | моральных | ральных | ма, за исключением |
темы | вечные и неизменные | стические, утилитар- | абсолютные, и | рованные | ценностей, | ценностей, | апатичного и тупого |
ные; ищущие макси- | на внешние | за исключе- | за исключе- | подчинения судьбе, | |||
мум чувственного | нием чувст- | нием чувст- | чувственное неодоб- | ||||
счастья для наи- | венных. | венных, за- | рение тяжелых ударов | ||||
большего числа лю- | «Вино, | маскирован- | и одобрение более | ||||
дей; «мораль разум- | женщины. | ных духов- | пег к их времен, соеди- | ||||
ного эгоизма» | песня», амо- | ными; ци- | ненное со смутны- | ||||
рализм, | низм, ниги- | ми идеями о справед- | |||||
нигилизм | лизм | ливости иного мира | |||||
12. Эстети- | «идеациональные», под- | чувственные, светские, | обе системы с | обе систе- | сугубо чув- | чувствен- | нерасчлененные и |
ческие цен- | чиненные главным внут- | созданные, чтобы | акцентом на | мы равно | ственные; | ные, замас- | смутные |
ности | ренним ценностям — | увеличивать радосгъ и | нечувственные | представ- | рафиниро- | кированные | |
религиозным и нечувст- | красоту богатой чув- | ценности | лены | ванно пато- | духовными | ||
венным | ственной жизни | логичные | |||||
13. Социаль- | те, которые непреходящи | все, что дает радость | обе системы с | обе систе- | узкие и | узкие и | недифференцирован- |
ные и прак- | и ведут к последней | жизни себе и отчасти | акцентом на | мы равно | крайне чув- | крайне чув- | ные, выбора не дано: |
тические | реальности: только такие | другим: особенно | духовные ценно- | представ- | ственные; | ственные | как решит Бог или |
ценности | личности являются лиде- | богатство, комфорт и | сти | лены; | «apres moi Ie | под маской | хозяин |
рами, только такие вещи | т. д.; на них основан | живи сам и | deluge» 27 | духовных | |||
и события позитивны, | престиж, богатство, | давай жить | ценностей; | ||||
все остальные не имеют | деньги; физическая | другим | «тартюфизм» | ||||
ценности или ценностно | сила становится | ||||||
негативны • — особенно | «правом» и основой | ||||||
богатство, земной ком- | всех ценностей; | ||||||
форт и т.д.; принцип | принцип разумного | ||||||
жертвенности | эгоизма |
2 Системы культуры
|
|
На предыдущих страницах очерчены глубокие различия меж-v лазными типами ментальное™, попадающими под общую Облику идеациональной или чувственной. Будучи основаны на ^зных больших посылках, они различаются и во всех других ^ношениях, если только предполагаемые посылки проведены последовательно (согласно одному и тому же канону логики), "то делает каждый тип ментальное™ логичным и интегрированным, несмотря на их противоположность.
Проблемы, с которыми мы теперь сталкиваемся, таковы: первое показать, что вышеописанные типы ментальное™ на самом пеле существовали в истории; второе, показать, что в этих исторических комплексах сочетание элементов и сопутствующих свойств (сателлитов) в каждом типе было именно таким, как
описано.
Когда эти задачи будут решены, все еще останется другая важная проблема: каково отношение между ментальностью и внешним поведением, проявлением, событиями, процессами и другими овеществлениями культуры. Дело в том, что ментальность данной личности или группы может быть вполне последовательной и логичной, но это еще не дает нам права заключать, что она будет реализована в поступках и шаблонах внешнего поведения личности иди группы. Человек может быть блестящим комментатором «Критики практического разума» Канта и при этом в своем поведении оставаться первостатейным подлецом.
|
|
Иными словами, мы должны постараться ответить на вопрос: какова связь между ментальностью и поведением или внешними проявлениями данной личности, группы, культуры. Всегда ли они логически соответствуют друг другу? Или же нет.