ностей, которые не повторяются. На самом деле, не только исторические и социальные явления, но и явления неорганического и органического мира в известном смысле также уникальны. Вероятно, не существует двух совершенно одинаковых капель воды, двух клеток, двух организмов, даже двух атомов или электронов. Тем не менее это не означает, что явления органического и неорганического мира не имеют схожих, повторяющихся черт, которые могли бы изучаться физикой и химией.
Так же обстоит дело и с процессом общественной жизни и человеческой истории. Мы можем, если захотим, отыскать только неповторимые черты этих процессов, но можем найти и немало повторяющихся аспектов. Вероятно, единообразие этих повторений не столь жесткое, как в неорганическом мире. Однако оно достаточно существенно, чтобы признать сходство данного явления с теми, которые были до или после, здесь или там.
Великая симфония жизни «делает ставку» на бесчисленное количество отдельных процессов, каждый из которых, подобно морской волне, повторяется только во времени или только в пространстве, или и в пространстве и во времени, периодически или не периодически, с короткими или длинными интервалами. Долго ли, коротко ли, в одной и той же социальной системе или в разных, будь то процесс количественный или качественный, или же это перемещение в пространстве, или процесс, идущий во всех этих направлениях, — но он достигает своей «точки насыщения», после чего зачастую идет в обратном направлении. Экономические процессы без конца колеблются между процветанием и депрессией, обогащением и обнищанием; жизненные процессы — между рождением, смертью, браком, разводом, — все они испытывают свои «взлеты и падения», которые становятся порой монотонно однообразными. Преступление и разврат, вера и безверие, социальная стабильность и мятеж — повторяются бесконечно. Социальные системы — ассоциации, организации, учреждения — постоянно повторяют процессы вербовки, перестановки, увольнения своих работников, создания, роста и распада. И так обстоит дело почти со всеми социальными явлениями и процессами.
|
|
Сказанного, наверное, достаточно, чтобы читатель заметил, что приверженцы концепции уникальности процессов социальной жизни и человеческой истории увидели только одну сторону монеты и забыли о другой.
Гораздо более сильный аргумент, фактически опровергающий теорию уникальности, состоит в том, что позиция ее сто-