«кривая» количественных значений каждого цикла (увеличение, уменьшение, постоянство — в любом сочетании) остается одной и той же не только в чередовании этих значений, но и для амплитуды каждого из них.
Процесс может быть циклическим по своей качественной направленности. Абсолютно циклический процесс означал бы переход единицы процесса в единообразной последовательности через одни и те же качественные фазы при каждом повторении.
Наконец, циклическое повторение может касаться направления во времени, но, однако же, только тогда, когда временное направление процесса сочетается с другими. Такого рода повторения означают периодический временной ритм, какой бы ни была эта периодичность в отношении стадий цикла или самого цикла в целом (ритмы: 1-2; 1-2-3; 1-2-3-4 и т. д.).
Если процесс полностью цикличен во всех направлениях, он становится абсолютно циклическим.
Третий фундаментальный образец повторяющихся процессов может быть назван вариантно или творчески повторяющимся. К нему относятся повторения, которые не являются абсолютно идентичными и последовательные стадии которого не всегда линейные или циклические, неизмененные или регулярные, но — разные. В одном звене движение может быть однолинейным, в другом — осциллирующим, в третьем — циклическим, в каких-то еще — криволинейным и т. д.
|
|
Таким образом, вариантно повторяющийся образец оказывается самым широким и самым богатым из этих концепций. Он не приписывает ни историческому процессу в целом, ни всем социокультурным процессам никакой постоянной тенденции, никакого направления, которому они должны неукоснительно следовать. Он не предполагает, будто социальные и исторические процессы всегда должны развиваться или по прямой линии, и ти по спирали, или же циклически, или каким-то другим единственным образом и в одном-единственном направлении. Некоторые социальные процессы в целом, а другие частично, действительно, развиваются по прямой линии, но в ограниченных пределах, вне которых они то описывают петли, то совершают нерегулярные осцилляции, а где-то принимают волнообразные и другие различные формы. Поскольку социокультурные процессы столь же разнообразны, как и сама жизнь, столь же творчески богаты, как самый высокий человеческий гений, было бы странно, если бы на деле они оказались столь бедными в творческих вариациях и следова-