Волна визуализма между тем продолжала нарастат»* так что «оптимальная» точка изумительного слияния двух противоположных стилей вскоре была пройдена. Существовала она недолго (как это было и в случае с греческим идеалистическим искусством). В конце XIII в. эта «оптимальная» точка оказалась позади, и искусство XIV-XV вв. уже представляет собой период перехода от истощающегося идеализма к полнокровному визу-ализму. «"Факт" в том, что после высшей точки того, что называют "идеализмом", на свет появляется "реализм"»21.
Визуальная тенденция нарастала в XIV и XV вв., но «этому притягательному искусству еще не хватало мужества» п. Темы искусства становятся более светскими, скорее даже банальными и заурядными. Они делаются все более «плотскими». Если в XIII в.
168 Часть 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
убранство было строгим и схематичным, то теперь оно становится сложным, запутанным, живописным, даже бурлескным, делаясь в качественном отношении все менее цельным и сдержанным. Волнение, динамизм, страстность, эмоциональность, особенно настроения патетики и страха в сочетании со сладострастием — все это начинает проникать в живопись и скульптуру.
|
|
Если прежде смертные идеализировались и уподоблялись богам, то теперь боги изображаются как смертные, за исключением тех случаев, когда могущественные земные владыки рисуются в льстивых целях богоподобными. Усиливаются индивидуализм художников, эпикурейство, сладострастие, чувственность. Фактически все черты переходного периода от идеализма к визуализ-му, которые мы наблюдали в греческом искусстве IV в. до н. э., повторяются в новой постановке и в иных условиях.
Непоколебимая вера была утрачена, и человек, предоставленный самому себе, его эмоции, страсти, скорби, отчаяние, страдание, бок о бок со стремлением обрести спасение в удовольствии — захлестнули христианский мир. Поскольку старый мир (еще недавно казавшийся непоколебимым) распадался на части, а новый еще не обрел уверенности в себе — отчаяние и скорбь становятся понятными. Стоит ли поэтому удивляться, что именно в это время такие темы, как Смерть, со всем ее уродством, danse macabre23, мертвые тела (в том числе и Иисуса Христа), изображаемые во всех подробностях, стали, так сказать, поветрием.
С самого начала XV в. и в течение XVI столетия изображения трупов, мертвых голов и черепов наполнили церкви, церковные витражи, картины24.
Наконец, искусство испытало большое влияние со стороны религиозного театра, его мистерий, в результате чего оно становилось все более театрализованным, то есть визуальным, живописующим все те страсти, эмоции и переживания, которые были описаны выше.
|
|
Таким образом, религиозное искусство перестало быть не только искусством исключительным и всеобъемлющим, но даже и главным — оно превращалось в мелеющий поток, однако и он не был единым, а распадался на ряд почти незаметных отдельных ручейков. С этого времени «еще встречаются христианские художники, но нет уже больше христианского искусства» 25.
9. Флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи 169
Отныне суждение «как в жизни» становится высшей оценкой произведения искусства, а визуальный иллюзионизм — самым фундаментальным критерием художественного мастерства. В точности то же самое наблюдалось и в греческом искусстве IV в. до н. э. и последующих столетий и в римском искусстве, когда обнаружение в произведении иллюзионизма такого рода означало высшую похвалу художнику. Как в те времена передавались рассказы о картине с нарисованным виноградом или чем-то еще, столь похожим на настоящее, что животные обманывались и принимали нарисованное за действительное (как, например, виноград, изображенный Зевксидом26), — так и теперь; и Вазари с гордостью рассказывает о том, что он так удачно нарисовал куст земляники, что павлин принял землянику за настоящую и пытался склевать ее с холста.
Соответственно и техника скульптуры и живописи тоже начала изменяться в направлении все возрастающей живописности, иллюзионизма, динамизма, эмоциональности, чувствительности и т. д.
Теперь уже легко понять, как европейская живопись и скульптура в период с XV по XVII в. перешла от линеаризма примитивистов XV в., через классику XVI в., к барокко XVII в., с его четко выраженным живописным искусством. Имеется в виду переход от классического рисунка Леонардо да Винчи, Боттичелли, Дюрера, Рафаэля, Массейса, Вольфа Хубера, Гольбейна, Сансови-но, Альдегревера> Бенедетто да Майано, Микеланджело (отчасти), Альтдорфера, Терборха и др. к живописи Франса Хальса, Ван Дейка, Рембрандта, Веласкеса, Грюневальда, О^аде, Яна Ливенса, Метсю, Ван де Вельде, Бернини, Пюже, пубенса, Ван Гойена, Вермеера, Рейсдала и др.
Эта тенденция к постоянно возрастающей «живописности» сохраняется с небольшими отклонениями почти до конца XVIII в. Затем наступает временное затишье в форме неоклассицизма, который имитирует подражание античности в эпоху Возрождения. Хотя в техническом исполнении неоклассицизм менее «живописен», чем барокко (и рококо), тем не менее он по-прежнему остается искусством явно визуальным и по фор-Ме> и особенно по содержанию. Фактически неоклассицизм кон-Ца XVIII — начала XIX в. является искусством гораздо более Чувственным и «земным», чем барокко.
170 Часть 2. Флуктуация идеационалъной и чувственной форм искусства
Что касается других особенностей искусства XV и частично XVI вв., то скульптура, как и живопись, обнаруживает ту же самую тенденцию к визуализму и является в этом отношении искусством переходного периода. Остатки Средневековья и идеа-ционализма пока еще заметны, но уже ослаблены. Растет (в сознании людей) индивидуализм, а вместе с тем — портретное искусство и жанровость. Усиливаются динамизм и эмоциональность. Светский дух начинает преобладать и в выборе сюжетов, и в манере исполнения. Подобно тому как это было в искусстве Греции IV в. до н. э., все большие «успехи» делают чувственность, сладострастие и эротизм.
В XVI в. — столетии Ренессанса — все эти тенденции стали совершенно отчетливыми. Идеационализм в его чистой форме практически умер; визуализм торжествует. Слегка «разбавленный» идеализм все еще теплится и временами вспыхивает, но даже и он больше привязан к земле, чем к небесам. Чаще всего это идеализм эмпирического и чувственно воспринимаемого человеческого тела, ландшафта — вообще визуальной формы, а не идеализация потустороннего и сверхчувственного. Фламандская школа живописи развивается как искусство всецело визуальное, чисто «натуралистическое». Итальянские классики идеализируют и украшают представленные ими объекты, но делают это чисто в эмпирическом смысле, с эмпирической точки зрения и — главным образом — с эмпирическими целями. Даже когда они изображают религиозный сюжет, он оказывается «визуализированным», «материализированным», оторванным от своих трансцендентальных небес и облаченным в земную чувственную форму, трактуемым с точки зрения чисто чувственной психологии (рис. 1 на вкл. XV и 5 на вкл. VIII).
|
|
Причина в том, что их идеализм был исключительно гуманистическим, слишком земным, рационалистическим и бескрылым, чтобы воспарить до небес трансцендентального идеализма — идеализма, который не ведает сомнений на пути слепой и безудержной веры. Здесь же, в этом земном идеализме, облеченном в смертного человека, подобная мощь была невозможна. Кроме того, будучи идеализмом земным, по рукам и ногам связанным эмпирическим восприятием человека и окружающей его среды, этот стиль не мог, как идеациональное и чисто идеалистическое искусство, полностью отвлечься от этой эмпирической реальности. Поскольку земной идеализм отрицал мир
о флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи 171
трансцендентного, для него существовал только мир эмпирический: его следует изучать и изображать так, как он предстает глазам, и как можно сильнее эстетизировать, но опять-таки полностью ориентируясь на визуальную действительность. «В пластическом искусстве самое главное, — говорит Б. Челлини, — уметь изобразить нагого мужчину или нагую женщину»27.
Таков девиз этого искусства. Его мастера учились долго и терпеливо, и, как говорил Леонардо да Винчи, это должно было в конце концов превратиться в педантичное и полезное упражнение, а не в художественное творчество28. Будучи столь тесно привязанными к этой реальности — единственной реальности, в которую мастера действительно верили, — они были не в состоянии полностью освободиться от нее.
|
|
Но главным был общий дух той эпохи, который красноречиво проявлялся в искусстве.
«[Этому искусству] чужды мистицизм, драматические эффекты и спиритуализм. Оно задается целью изобразить бестелесный и высший мир, объятые восторгом души, богословские или церковные догматы... [Оно} покинуло христианский и монашеский период, чтобы вступить в период светский и языческий» 29.
В целом процесс перехода от XIV в. к XVI в. в Италии представляется следующим образом.
«Живопись остается символической и мистической до конца XIV в., в эпоху господства богословия и христианства. Символическая и мистическая школа продолжает существовать до середины XV столетия (Парро Спинелло и Биччи), в период долгой борьбы христианского и языческого духа. В серсд,яге XV в. она нашла своего святого истолкователя в праведной душе, уцелевшей от влияния надвигающегося язычества в уединении монастыря (Беато Анжелико). Она... заинтересовалась живым и крепким телом в первые годы XV столетия... [когда] заменили надежду на небесное блаженство исканием счастья здесь, на земле. Она пришла от буквального подражания к чудесному творчеству (Леонардо да Винчи, Микеланджело)... Она сохранялась в Венеции на полстолетия дольше, чем в других местах... Она стала дряблой во времена Корреджо и застыла при приемниках Микеланджело... когда нравы приобрели внешнюю благопристойность, а умы стали сентиментальными, когда живописец... превратился в лощеного кавалера, когда лавка и подмастерья
172 Част» 2. Флуктуация идеациональной и чувственной форм искусства
уступили место "Академии", когда свободный и дерзновенный художник... сделался придворным дипломатом, преисполненным важности, строго придерживающимся этикета, защитником правил приличия, суетным льстецом прелатов и вельмож» 30.
В других странах, которые занимали высоты в искусстве живописи в XV-XVI вв., навряд ли была хотя бы и такая реакция ослабевшего идеализма (я имею в виду прежде всего Нидерланды). Голландское искусство, начиная с Хуберта ван Эйка, превратилось в визуализм и оставалось визуальным par excellence31 в течение первой половины XVI в.
Вот превосходная характеристика фламандской школы. После искусства XIII в., почти всецело обращенного к Богу, Моральному и Физическому Порядку как к Творениям Господа, фламандское искусство обращается теперь к изображению таких эмпирических объектов, как «доспехи, блестящее оконное стекло, узоры на ковре, шерстяной ворс, обнаженное тело, пушечная громада, морщинистые и заплывшие лица, огромные плечи бургомистра или солдата, выпирающий подбородок и выступающий нос, худющие голени палача, чрезмерно большая голова и крохотное тело ребенка, одежды и обстановка того времени. Все их творчество направлено на прославление текущей жизни... Искусство спустилось с небес на землю и отныне изображало не божественные, а человеческие события» п.
К этому списку можно добавить таверну, кухню, спальню, мельницу, прозаические фигуры торговцев, нищих, домохозяек — то миловидных, а то уродливых; рыбу, дичь, окорок; приватные и общественные собрания; сцены ругани и любовные сцены; уличных мальчишек; фермы; ландшафты.
Другие страны Европы — Франция, Испания, Германия, Англия — занимают промежуточное положение между приземленным идеализмом Италии и чисто визуальным натурализмом Голландии. Чтобы подвести итог общей тенденции, проявлявшейся во всех европейских странах в конце XV — первой половине XVI в., скажем следующее: в течение этого периода искусство «смирения, страдания и печали», покорности, принятия воли Божией.было вытеснено другим искусством, которое Паскаль определил как «вожделение глаз, вожделение плоти и жажду (orgueil) жизни»эз.
о флуктуация основных стилей в западноевропейской живописи 173
С этого времени началось четкое разделение и даже противостояние светского и религиозного искусства (до самого конца XV в. искусство было единым, то есть религиозным). Это разделение и тот факт, что религиозное искусство отныне превратилось в мелеющее течение, сами по себе являются важнейшими симптомами великого поворота от идеационализма к светскому и чувствен но-эстетическому визуализму.