Соответственно, были выделены две группы данных. Во-первых, для каждого периода было подсчитано число сторонников всех течений среди всех ученых данной сферы и данного времени, чьи имена сохранились в анналах истории. Превращенные в проценты эти числа фиксируют основные изменения в количественном составе каждого течения от периода к периоду, что проявляется в изменении численности и процента его сторонников. Во-вторых, для каждого периода представлены данные, отражающие относительный вес или влияние каждого течения среди той же группы мыслителей; тогда как при подсчете числа сторонников по периодам все ученые наделены одинаковым весом, а именно — единицей. При установлении «весовых» данных каждый из них получил особую оценку, подсчитанную по двенадцатибалльной шкале. Таким мыслителям, как Платон, Аристотель, Плотин, Бл. Августин, Фома Аквинский или Кант, явно оказавшим гораздо более сильное влияние, чем многие другие, присвоен наивысший балл — двенадцать. Те, чье влияние было минимальным по сравнению с другими учеными, или те, чьи имена вряд ли сохранятся в анналах истории, оценены в один балл. Остальные мыслители получили от одного до двенадцати баллов в зависимости от информации об их влиянии.
|
|
Если нет претензии на абсолютную точность и выполняются некоторые условия, то определение веса каждого мыслителя — трудная, но не невозможная задача.
Руководствуясь этими соображениями и выполняя вышеупомянутые условия, проф. Н.О. Лосский, проф. И.И. Лапшин и я определили соответствующий вес каждого из участников (по их влиянию) следующим образом.
В качестве критериев относительного влияния каждого философа были ьыбраны такие данные:
1) Количество специальных монографий, посвященных философу.
2) Частота упоминаний имени этого философа не только в сочинениях его современников, но и в трудах мыслителей более поздних поколений, занятых в той же области.
3) Был ли он основателем школы философской мысли.
4) Упоминается ли его имя в самых элементарных текстах по истории, эпистемологии и теории знания.
5) Число его признанных учеников и последователей среди мыслителей, занимающихся той же проблемой.
6) Были ли его сочинения переведены на иностранные языки.