Стоики, неоплатоники, кеопифагорейцы и представители некоторых других языческих школ все больше и больше начинали тяготеть к мистицизму и фидеизму — тем формам восходящей идеациональной системы истины, которые возникают от безнадежного отчаяния. Так же поступали и приверженцы различных эзотерических и мистических религий и сект, которыми была наводнена римская культура. Наконец, христиане, которым было предназначено поглотить все эти ручейки, стали основными носителями восходящей идеациональной истины и главными разрушителями истины чувств и даже чистого разума (на протяжении первых столетий христианской эры). Хотя в течение II и особенно III вв. н. э. эмпирическая система истины снова возросла (после ее упадка в I в.) и хотя по-прежнему совершались научные открытия, составлявшие в сумме 18, 6 и 16 в