ми, мы питаем злобу, большую или меньшую неприязнь, иногда даже ненависть. Но, несмотря на это, многие из нас не могут порвать отношения, навязанные нам обстоятельствами и вынуждены сохранять их, какими бы антагонистическими они ни были. Так было в прошлом, так происходит и сейчас.
Наконец, и принудительные отношения не являются исключением из вышесформулированного правила: они тоже не могут продолжаться вечно, не претерпевая видоизменений и не переходя рано или поздно в договорную или даже семейственную форму. Если говорить о межличностных отношениях, вспомним еще раз практиковавшиеся в старину насильственные браки, которые заключались не по желанию молодых, а по принуждению родителей, родственников или хозяина. Нередко ведь случалось так, что принудительные узы превращались по истечении какого-то времени в подлинно семейственные или, по крайней мере, договорные. А иногда все оканчивалось разрывом.
То же самое можно сказать и о межгрупповых отношениях. В течение некоторого времени участники одной группы могут сохранять принудительный контроль над другой, но не вечно. Рано или поздно принудительные отношения перейдут — по крайней мере, отчасти — либо в договорную форму, как видели мы в случае освобождения крепостных, либо в семейственную. Как мы уже видели, это иногда случалось даже в отношениях господ и рабов, завоевателей и побежденных. Или же, наконец, принудительные связи, когда они становятся чересчур невыносимыми и не остается никакого другого выхода, приводят либо к разрыву отношений и открытому конфликту сторон, либо к полному исчезновению угнетенной стороны, либо к ограниченному смягчению этих отношений, прекращению или преобразованию каким-то иным способом. Не бывают вечными ни рабство, ни крепостное право, ни тираническая диктатура, ни любой другой вид принуждения. На какое-то время они могут связать группу или группы воедино, но, если при таком положении вещей не сформируются на смену принудительным договорные или семейственные узы, связующая цепь должна заржаветь и прогнить. Она может быть разорвана насильственно, или же время убьет тех, кто носит цепи, и разорит господ.
|
|
В следующей главе мы более подробно рассмотрим причины, в силу которых некоторая доля свободы биологически необходима, и почему, если ее нет, это со временем оборачивается трагически: ход истории убивает тех, кто закован, и разоряет тех,