Буйная юность чувственного человека прошла; он становится все более уравновешенным, разумным и готовым остепениться. После революционных взрывов конца XVIII столетия он превратился в XIX в. в солидного гражданина «договорного» типа» который хотел торговать, а не воевать, хотел жить и давать жить; другим. Наступила эпоха контрактуализма, а вместе с ней — эпоха зрелой и «уравновешенной» чувственной культуры.
Тем не менее, как и любые другие формы, чувственная культура и контрактуализм несут в себе семена своего собственного-разрушения. В XIX в. эти семена росли, а в XX привели к вырождению контрактуализма. Он все больше превращался в псевдо-контрактуализм.
Параллельно с растущим неприятием крайностей чувственной культуры, которое прослеживается во многих составных частях культурной жизни западного общества начиная с конца XIX в., в период после Первой мировой войны вспыхнул также протест против обесценившегося и ложного контрактуализма. Пока что это проявляется главным образом в увеличении множества принудительных форм. Но вряд ли можно сомневаться в том, что рано или поздно эти формы пойдут на убыль и на их место придут либо договорные, либо — что представляется мне более вероятным — семейственные формы. Гитлеризм, коммунизм, фашизм, социализм и многие другие «измы» наших дней идут на ощупь к этим формам. Но, к несчастью, как и кубизм в искусстве, они сильны в своем протесте — протесте против контрактуализма, но совершенно бессильны в своих попытках установить новую «коллективную», или «семейственную», форму, потому что у лидеров этих «измов», как и у кубистов, сознание является преимущественно материалистическим и чувственным, а их коллективизм — это всего лишь механическая манипуляция людьми и социокультурными силами. Результат — не столько семейственность, альтруизм или нечто подобное, сколько «коллективизм» каторжной тюрьмы, с ее ненавистью и насилием — режим, совершенно противоположный семейственности. Лидеры сегодняшних «измов» успешно разрушили контрактуализм, но заменили его в основном принудительным и механическом рабством — строем бездушным, безрадостным, не знающим сострадания, совершенно лишенным подлинного альтруизма, подлинной семейственности, подлинной солидарности. Пока что созданы лишь псевдосолидарность палачей и союз их жертв. Поскольку ментальность диктаторов от начала и до конца ан-
|
|
27. Флуктуация договорных и принудительных отношений 597
тиидеациональна и чувственна, чего-то другого и ожидать нельзя. Для создания подлинно семейственных и в этом смысле подлинно коллективистских связей необходима идеалистическая или идеациональная ментальность. А пока ее нет, работа этих «домосносных компаний» будет весьма успешной в разрушении, но малоценной в деле создания семейственных отношений и построения подлинно коллективистского общества.