Когда возникли империи Меровингов и Каролингов, они начали с заметного усиления правительственной регламентации и со столь же заметного «сгущения» государственной системы социальных отношений. Тем не менее они были гораздо менее тоталитарными, чем описанная выше Римская империя. Затем, с развитием феодализма, средневековое феодальное государство испытало чрезвычайное «разрежение» своей сети и соответственно значительное сокращение регулятивных, регламентационных и контрольных функций своего правительства. Это яркий пример сокращения большого числа отношений в рамках государственной сети и уменьшения государственно-правительственного вмешательства. Отпавшие от государства функции приняли на себя другие организации.
В дальнейшем» с упадком феодализма и возникновением так называемого национального государства, государственная система снова начала «распухать», захватывая все увеличивающееся число социальных отношений. Процесс достиг своего апогея в период так называемого Polizeistaatu — абсолютистского государства XVII-XVIII вв. Государственная система Людовика XIV, Фридриха Великого, Марии Терезии и Иосифа — это одна и та же система, с чрезвычайно большим числом отношений и «проводников взаимодействия». Ее правительство — абсолютистское, ее функции контроля и регламентации невероятно широкие и касаются почти всех важных сфер поведения ее подданных и их отношений: экономических, религиозных, нравственных, образовательных, сферы досуга и развлечения и т. п. Этот откат к тоталитаризму был другой долговременной волной, которая от подъема до упадка длилась почти четыре столетия.
|
|
К концу XV7II в. она истощилась, и на смену ей пришла волна противоположная — движение в направлении к laissez-faire, либерализму, «индивидуализму» и «контрактуализму». Высшая точка их прилива наступила в XIX в. Многие взаимоотношения, такие, как свобода слова, вероисповедания, прессы, собраний, союзов, образования, брака (в значительной степени); большая часть экономической деятельности, вообще многие отношения в «погоне за счастьем и свободой» были изъяты из государственной сети и отданы либо на свободный выбор и соглашение индивидов, либо в распоряжение других социальных групп. Результатом стало, особенно к последней четверти XIX в., заметное «разрежение» государственных отношений, ограничение правительственной власти, контроля и вмешательства. Этот период
30. Флуктуация количественных аспектов общественных отношений 639
был отмечен, соответственно, ростом «демократии», «самоуважения», «свободы», «либерализма», «конституционного правления», «договорных отношений», «крайнего индивидуализма», «частной собственности», «частного дела», «личной инициативы», «равенства возможностей», «свободных союзов» и другими чертами разреженной государственной системы отношений в условиях ограниченного числа ее регламентационных и регулятивных функций. Идеологическим отражением данного периода были политические и экономические учения физиократов, фритредеров13 и философия либерализма.
|
|
В конце XIX в. появились признаки реакции против состояния laissez-faire, что нашло выражение в усилении государственного контроля за трудом, промышленностью, коммерцией, а затем и некоторыми другими сферами деятельности (значительное число мер, направленных на охрану детского труда, установление минимальной зарплаты, социальное страхование от болезни, старости и т. п.; регулирование торговли, вмешательство в отношения между рабочими и работодателями; развитие государственной системы образования и законов об обязательном обучении; всеобщая обязательная воинская повинность; вмешательство в семейные взаимоотношения; регистрация и регулирование браков, рождений, разводов; значительное усиление мер, направленных на поддержание общественного здоровья и санитарии; и т. д. и т. п.). Соответственно правительственный контроль и регулирование снова стали расширяться, хотя сначала очень медленно и постепенно. С началом мировой войны они сразу сделали огромный скачок и воспарили до самой стратосферы — благодаря такому фактору, как ьо£ча (см. ниже в этой главе). После ее окончания в ряде стран контроль и регулирование в некоторых сферах деятельности были слегка ослаблены, но лишь на короткое время. Вскоре они возобновили свое движение вверх. В настоящий момент мы живем в эпоху чрезвычайного скатывания к государственному тоталитаризму. Это общая тенденция практически для всех западных (а также и некоторых восточных) стран. В таких государствах, как Советская Россия, фашистская Италия, нацистская Германия, тоталитаризм взмыл до невероятных высот; в Соединенных Штатах Америки, Англии и ряде других стран он также усилился, хотя и не до такой степени.
Конкретные формы и степень тоталитаризма варьируются °т страны к стране; но сама тенденция наблюдается во всех за-