водниками и самой неотъемлемой частью. В идеациональной культуре это священнослужители (духовенство, жрецы, брахманы, ламы и т. п.) и класс религиозно настроенных аристократов-землевладельцев, которые нередко сами исполняют религиозные и жреческие функции и по крайней мере всегда находятся в тесном союзе с сословием священнослужителей, будучи или их союзниками, или орудиями их светского господства. Главными носителями чувственной культуры являются торгово-капиталистическая буржуазия, светское правительство и светская — независимая, свободомыслящая, «научная», художественная, политическая — интеллигенция (intelligentsia) и специалисты-профессионалы. Трудящиеся — в том числе фермеры и крестьяне, редко бывают главными носителями и неотъемлемыми частями какого-либо типа культуры. Их сознание как класса в целом редко достигает высокой степени интеграции.
G. Все подобные классы, осуществляющие функцию интеграции культуры, в силу имманентных причин улучшают свое социальное и экономическое положение вместе с развитием их культуры и ухудшают его, когда она находится в упадке. В идеациональной культуре ее организующим ядром и наиболее влиятельной и экономически процветающей частью населения бывают, как правило, духовенство и религиозно настроенные представители землевладельческой аристократии, тогда как в * господствующей чувственной культуре эту роль выполняют зажиточная буржуазия, светская интеллигенция и светская преуспевающая бюрократия.
|
|
Причины такого положения классов, составляющих светское общество, вполне понятны. Они легче достигают богатства и власти и, когда возникает возможность, используют ее и карабкаются вверх — неважно, с помощью каких средств и какой ценой. Менее понятно обогащение носителей идеациональной культуры — духовенства и религиозно-землевладельческой аристократии, по определению, они должны были бы пренебрегать богатством и экономическими ценностями или, по крайней мере, относиться к ним с безразличием. Тем не менее, прямо или косвенно, они являются обладателями богатств — огромных, как у представителей христианского духовенства в Средние века, или умеренных, как у тибетских лам или древнеиндийских брахманов. Этот «парадокс» — результат имманентных следствий определенных социокультурных условий: в приведенных выше случаях — организационно-руководящего положения, которое
31. Флуктуация экономических условий 669
указанные классы занимают в идеациональные периоды. Как только они его достигают (зачастую просто в силу обстоятельств) и становятся создателями идеациональной культуры и социального, морального, интеллектуального и экономического строя, так эти классы не могут не возвыситься, независимо от того, хотят они того или нет. Это прекрасный пример, иллюстрирующий, как в соответствии с общим принципом имманентных последствий возникают явления, вступающие в противоречие с породившей их культурой.
|
|
Н. Тот факт, что в идеациональной культуре руководящими и организующими классами, как правило, бывают духовенство и религиозно-землевладельческая аристократия, а в чувственной культуре такую роль выполняют капиталисты, буржуа, интеллигенция, специалисты-профессионалы и светские чиновники, неожиданным образом дает нам еще одно подтверждение изложенной выше теории теократических и светских политических режимов. Совершенно независимо от соображений и доказательств, приведенных в главе 28, наше исследование флуктуации экономических условий жизни основных классов показывает, что в периоды господства идеациональной культуры господствующими классами даже и в экономическом отношении действительно становятся теократические группы, а в чувственной культуре — светские круги.
I. Альянс духовенства с религиозно-землевладельческой аристократией, с одной стороны, и капиталистической буржуазии со светской свободомыслящей интеллигенцией, специалистами-профессионалами и светской бюрократией — с другой, свидетельствует, помимо всего прочего, о том, что финансовая буржуазия и светская интеллигенция — это братья, близнецы, порождение общей, взрастившей их культуры, связанные общей судьбой и переживающие одни и те же периоды подъема и упадка. Нередкие ссоры между этими братьями, и особенно частые восстания свободомыслящей интеллигенции против «ростовщиков», ее разоблачения «капиталистического» строя, попытки дискредитировать и свергнуть «угнетателя» — все эти действия и противодействия, как правило, имеют место и получают все большее распространение не тогда, когда чувственная культура находится на подъеме и вместе с нею подъем переживают классы капиталистической буржуазии и светской интеллигенции, а после того, как высшая точка развития чувственной культуры оказывается пройденной и она начинает клониться к упадку.
Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений
Рост восстаний интеллигенции способствует тем самым упадку самой чувственной культуры. Независимо от того (или даже вопреки тому), что думает сама бунтующая интеллигенция о своих акциях и целях, неумолимая логика истории превращает ее всего лишь в орудие — причем слепое орудие — достижения результатов, радикально отличающихся от «субъективных намерений». Volentem fata ducunt, nolentem trahunt3. To же самое, с соответствующей поправкой, можно сказать и о «старшем брате». На стадии упадка чувственной культуры капиталистический класс выполняет роль мощного динамита для основы, на которой он сам стоит. Его поведение и образ действий становятся все более самоубийственными. Он все больше теряет энергию, сообразительность, мужество, решительность, уверенность в себе и особенно чувство самоуважения. В результате его социальный престиж уменьшается, власть — слабеет. Б послевоенный период мы стали свидетелями упадка обоих классов — капиталистов и интеллигенции, — проявившегося в бунте второго против первого. Положение класса капиталистов и интеллигенции в чувственном обществе периода упадка являет собой зрелище столь же уродливое, как и положение духовенства и землевладельческой аристократии во время упадка идеациональной культуры. Внутренняя логика культурных и социальных процессов превращает эти классы в своего рода игрушку истории: возносит их, когда соответствующая культура переживаеи подъем, и низвергает, когда культура идет на убыль, несмотря на идеологические построения, мотивы и «деривации»4, которыми эти классы себя тешат.
|
|
J. Социальные и экономические условия жизни «связующих» классов флуктуируют в гораздо более широких пределах, чем рабочего и земледельческого (крестьянского). Что касается изменений в экономическом положении трудящихся классов, а именно: скорее низкий уровень жизни в преимущественно идеа-циональные периоды, его повышение в периоды культуры идеалистической (в Греции в V-IV вв. до н. э., в Европе в XIII в. и на Западе в течение XIX в.), то причины этого указаны выше. Перечислим основные: экономическое положение трудящихся в рамках идеациональной культуры остается тяжелым, потому что экономический уровень такого рода культуры низкий. Их положение относительно лучше в периоды идеалистической культуры, поскольку сдерживающие и контролирующие силы идеациональной культуры по-прежнему действенны и уже начали
31. Флуктуация экономических условий 671
свою работу по улучшению экономической ситуации в целом и трудящихся классов в частности производственные силы культуры чувственной, а ее деструктивные имманентные следствия пока не проявились в сколько-нибудь заметной степени. В такие периоды с ростом общего благосостояния растет и доля этих классов в общем национальном доходе. Дальнейшее улучшение (как это было, например, после XIII в.) наталкивается на препятствия, временный регресс происходит отчасти из-за «случайных факторов», а отчасти под влиянием деструктивных последствий развитой чувственной культуры. Однако при стремительном и ощутимом улучшении экономических условий (как, например, в XIX в.) перед этими классами тоже открывается возможность извлечь для себя выгоду и улучшить свою ситуацию благодаря обогащению всего общества. Вдобавок вполне развитые чувственная культура и ментальность приводят к тому, что беднейшие классы становятся лучше организованными в борьбе против правящих классов за свою долю национального дохода, и это тоже обеспечивает некоторое улучшение их материального
|
|
положения.
К. Войны, восстания, усиления классовой борьбы, различные политические меры, которые не только отбирают от капиталистической курицы снесенные ею яйца, но часто убивают и саму курицу, — эти и подобные им деструктивные последствия вполне развитой чувственной культуры ошеломили нас в XX в. В результате общий экономический уровень снизился, а вместе с этим снижением стало ухудшаться и положение трудящихся
классов.
Кривая, которая неуклонно и стремительно шла ввецх в течение XIX в., с началом Первой мировой войны изме 4яет свое направление и идет вниз. Вторая мировая война еще сильнее ухудшила ситуацию. За исключением США, которые больше приобрели, чем потеряли от этих войн, в других странах, несмотря на некоторое улучшение в послевоенные годы, общая тенденция остается неустойчивой. Если будет новая мировая война, тенденция к ухудшению снова возобладает.
Мы наблюдаем изменение, аналогичное тем, которые претерпевают почти все кривые западной культуры в XIX в. Экономическая флуктуация служит еще одним доказательством того, что западная культура действительно совершила «поворот». Является ли этот «поворот» краткосрочным и незначительным кризисом или — что представляется более вероятным — нача-