4 П.А. Сорокин обыгрывает названия двух знаменитых книг: «О бракосочетании Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы (первая половина V в.) и «Гений христианства» Ф.Р. де Шатобриана. Частичный перевод последней см. в сборнике: Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982, с. 94-220.
5' MaleЕ. L'art religieux du Xlle siecle en France. Paris, 1922, p. 48-50,368. 6 Имеется в виду так называемое иконоборчество — социально-религиозное движение в Византии VHI-первой половины ГХ вв., начавшееся (в известной мере под воздействием вероучений иудаизма и ислама, запрещающих изображать божество) отдельными выступлениями против культа икон в VII и начале VIII вв., главным образом в Армении и Фригии. Размах ему придал византийский император Лев III Исавр, который указом 730 г. запретил почитание икон. Запрет сопровождался конфискацией церковных сокровищ и уничтожением икон, что дало значительные материальные средства государству и провинциальной знати, которая вначале и была основным сторонником иконоборчества.
Противниками иконоборчества были Иоанн Дамаскин, Феодор Студит и др. Иконопочитание было восстановлено церковью в 787 г. на VII Вселенском (II Никейском) Соборе, а затем окончательно, после кратковременного нового успеха иконоборчества, — в 843 г.
|
|
Подробнее см.: Поеное Э. М. История Христианской Церкви (до разделения Церквей —1054 г.). Киев, 1991, с. 455-463; Деяния VII Вселенского Собора. Казань, 1891 (Деяния 4-е и 5-е).
7 Цистерцианцы — члены католического монашеского ордена, основанного в 1098 г. бенедиктинским монахом Робертом из Шампани в местечке Цистерициум (в настоящее время — деревня Сито) во Франции, неподалеку от г. Дижона. В 1125 г. был основан также женский цистерци-анский орден. Большую роль в истории ордена сыграл Бернар Клервос-ский, разработавший устав ордена.
Клюнийцы — члены бенедиктинского монастыря в Клюни (Бургундия), по инициативе которых в Х-XI вв. проводились реформы, направленные на укрепление экономического могущества католической церкви, повышение ее общественной роли и усиление папской власти. Важнейшими из нововведений клюнийской реформы были: создание значительного числа новых, реформированных монастырей, подчиненных Клюни, и изъятие их из-под власти епископов; введение суровых правил монашеского быта, в частности — так называемого целибата (безбрачия католического духовенства); запрещение симонии (продажи и покупки церковных должностей); установление выборности римских пап коллегией кардиналов и устранение императорской власти и светских феодалов от непосредственного участия в выборах папы; церковная инвеститура (т. е. утверждение) епископов. Не будучи осуществлена полностью из-за сопротивления части светских феодалов (королей, князей) и высшего духовенства, клю-нийская реформа все же способствовала упрочению позиций католической церкви. Подробнее см.: Лозинский С.Г. История папства. М., 1986, с. 95-100.
|
|
Комментарии к с, 163-165 947
8" Цит. по: MaritaineJ. Art and Scholasticism. New York, 1930, p. 23-25.
9 Пантократор (грен.) — букв.: вседержитель.
10 Одигитрия (греч.) — путеводительница.
11 «Каролингское возрождение» — эпоха культурного подъема в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов в VIII-IX вв. в основном на территории Франции и Германии; выразился в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям вообще, в развитии изобразительного искусства и архитектуры. Центром «Каролингского возрождения» был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая Академия, которой руководил философ Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэты Ан-гильберт, Теодульф и др. Особое место среди деятелей Каролингского возрождения занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и ученый, и Иоанн Скот Эриугена, первый оригинальный философ Средневековья, создатель пантеистической системы. Подробнее см.: Левандовский А. Карл Великий. М., 1999.
12 См. прим. 1 к главе 8.
13 Футуризм (от лат. futurum —будущее) —авангардические художественные движения 10-х — нач. 20-х гг. XX в. в Италии и России. В Италии рождение футуризма отмечено «Манифестом футуризма» Ф. Маринетти, опубликованном в 1909 г. в парижской газете «Фигаро». Установки футуризма разделяли поэты Дж.П. Лучини, П. Буцци, А. Па-лащдески, К. Говони, композитор Б. Прателла, живописцы У. Боччони, К. Карра, Дж. Балла, Дж. Северини, Л. Руссоло, архитекторы А. Сант-Элиа
и М. Кьятгоне.
В России представителями футуризма были Д. Бурлюк, В. Хлебников, Елена Гуро, В. Маяковский, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лившиц и др.
Поэтические принципы футуризма: передача ощущений в виде бесконтрольных ассоциаций и аналогий («беспроволочное воображение»), акцентирование звуковой и графической «оболочек» текста ч \ ^-зрб словесному значению. В живописи (близкой в некоторых приема v французскому кубизму, но принципиально отличной от него сложностью, титературной подосновой) динамику мира призваны были выразить «вызванные движением» совмещения разных точек зрения, многократное умножение очертаний фигур, их деформация, разложение по пересекающимся «силовым» линиям и плоскостям, резкие контрасты цвета, введение словесных фрагментов (коллажи), как бы выхваченные из потока жизни. В скульптуре иллюзию движения должны были вызвать нагромождения и единонаправ-ленный сдвиг «обтекаемых» или угловатых объемов. Ряд фантастических проектов «городов будущего» оставили архитекторы-футуристы,
«Дух» футуризма лучше всего передает программная часть «Первого манифеста футуризма» Филиппо Маринетти:
«1. Да здравствует риск, дерзость и неукротимая энергия! 2. Смелость, отвага и бунт — вот что воспеваем мы в своих стихах.