Для вновь создаваемого предприятия – разработка концепции бизнеса (всех параметров будущего предприятия, предпринимательской деятельности)

Для всех бизнес-план необходим при поиске инвестора, продвижении предпринимательских проектов для инвестирования, определении размера инвестиций, срока их окупаемости и возврата кредита.

Рассмотрим наиболее часто встречающийся вариант построения бизнес-плана. Одна из версий, которая включает в себя следующие разделы: резюме (общие положения); инициатор проекта; существо предлагаемого проекта и анализ положения дел в отрасли; анализ рынков сбыта продукции и закупок сырья; план производства; план маркетинга; организационный план; финансовый план; оценка рисков (риски проекта). Коротко остановимся на содержании каждого раздела. Начинается бизнес-план с титульного листа, где описывается название, составители и другие параметры.

Резюме (общие положения) составляется в конце работы над бизнес-планом, располагается в начале плана. Здесь представляется вся информация необходимая заинтересованному лицу (организации). Основная цель – доказать, что в предлагаемый проект следует вложить средства. Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана объемом не более 3 страниц. Здесь излагаются его преимущества, подчеркивается инвестиционная привлекательность, надежность, технологическая новизна проекта, обосновывается конкурентоспособность. Кроме того, приводятся основные показатели объемов производства, объема продаж, выручка, затраты, прибыль, рентабельность, размер необходимых заемных средств, окупаемость и срок возврата заемных средств.

Инициатор проекта. Для существующей организации, ее описание, анализ деятельности и финансового состояния. Для вновь создаваемого – имеющиеся средства и возможности для осуществления проекта.

Существо предлагаемого проекта и анализ положения дел в отрасли. Дается описание продукта, технология, техника, экологические вопросы. Объемы производства, потребности, значимость для страны, региона и т.д.

Анализ рынков сбыта продукции и закупок сырья. С этого и должна начинаться разработка бизнес-плана, так как производить надо то, что можно продать. Поэтому ограничителями здесь выступают, не только имеющиеся материальны, трудовые и финансовые ресурсы, но и потребность рынка – реальный платежеспособный спрос населения. В этом разделе: рассматриваются: 1) рынки конкуренция на рынках; 2) доказывается конкурентоспособность продукта (услуг) – качество, затраты, цена; 3) определяется потенциальная емкость рынка сбыта конкретного товара; 4) выявляются конкуренты и объем их продаж;4) рассчитывается свободная доля рынка, как разница между потенциальной емкостью рынка сбыта конкретного товара и объем ее продаж конкурентами.

На основе анализа разрабатывается коммерческая (маркетинговая) стратегия на перспективу.

План производства. Определившись со свободной долей рынка и наметив стратегию на перспективу, приступают к разработке плана производства, адаптируя его к сложившей ситуации на рынке. В разделе рассчитываются:1) объемы производства конкретной продукции в натуральном выражении; 2) определяется потребность в дополнительных инвестициях, связанных с увеличением оборотных средств и капитальных вложений; 3) рассчитываются затраты на производство продукции и калькулируется себестоимость единицы продукции. Кроме того, для сельскохозяйственных предприятий осуществляется распределение продукции на внутрихозяйственные нужды и реализацию.

План маркетинга включает:1) прогноз объема продаж, согласованный с планом производства; 2) схему распространения товара и организацию сбыта, где описываются каналы, которые будут использованы (собственная торговая сеть, торговые представители, посредники и т. д.); 3) виды продвижения товара на рынок и стимулирования продаж (реклама, стимулирование продаж). Рассчитываются затраты на рекламу и другие виды стимулирования сбыта. При этом исходят из того, что целью продвижения является стимулирование сбыта; 4) цены на свою продукцию, которые обосновываются с учетом стратегии развития. В целом политика цен формируется с учетом конъюнктуры рынка, издержек, активности конкурентов и платежеспособного спроса потребителей; 5) наиболее выгодные каналы реализации, которые выбираются на основе предыдущих исследований.

Организационный план включает организационно-правовую форму организации, производственную структуру, организационную структуру и структуру управления. Здесь же дается характеристика персонала и его квалификация, обязанности, оплата и стимулирование труда.

Финансовый план призван обобщить предшествующие материалы и представить их в стоимостном выражении. Этот раздел является ключевым. Он может быть представлен в двух частях: планово-отчетные документы и расчет показателей эффективности реализации бизнес-плана: 1) прогноз объема продаж по отдельным каналам реализации и финансовые результаты реализации по каждому каналу, виду продукции и предприятию в целом; 2)инвестиционные затраты – потребность в первоначальных оборотных средствах и капитальных вложениях; 3) источники финансирования проекта и условия финансирования (величина кредита, период погашения, процентная ставка, выплаты по кредитам); 4) баланс денежных поступлений и выплат, а также график погашения кредитов и процентов по ним, т. е. доказывается способность погашать свои обязательства; 5) оценка экономической эффективности проекта.

Оценка рисков (риски проектов) и управление ими. Дается анализ чувствительности показателей эффективности проекта, по объему производства, цене реализации, цене на используемые ресурсы. Определяется точка безубыточности, а также оценивается чувствительность производства при различных сценариях. Дается перечень возможных рисков, их оценка и методы снижения, как на этапе осуществления капвложений, так и на этапе деятельности организации - состояние рынка, недобросовестная конкуренция, риск затоваривания, производственные и управленческие риски, качество управления. Здесь же предлагаются методы снижения рисков: диверсификация; страхование; лимитирование (установление лимита расходов, продажи товаров в кредит, вложения капитала) резервирование средств на непредвиденные расходы; распределение риска между участниками проекта. Риски важно ранжировать по степени влияния их на деятельность организации и в первую очередь это маркетинговые риски, риски сбыта и потерь имущества. На них и надо обращать особое внимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: