В разных странах Европы свои подходы к культурному наследию.
Например, в Италии, где самое большое в мире количество памятников, запрещена их приватизация. Исторические объекты сдаются в аренду или передаются в управление. В последнем случае государство финансирует работы по их поддержанию и восстановлению, а управляющая компания обеспечивает доступ к объекту, организует экскурсии, выставки и пр. Однако, учитывая опыт Италии, не нужно забывать, что Россия не может равняться с ней по степени развития туризма, доходы от которого с лихвой покрывают все инвестиции.
Во Франции большинство памятников приватизированы. При этом, например, замки доступны для осмотра: семья владельца занимает небольшую часть здания, а остальное открыто для посетителей.
В большинстве бывших соцстран Восточной Европы проведена реституция. Там недвижимость, в том числе и часть памятников, возвращена прежним владельцам или их прямым потомкам. Если у претендентов недостаточно доказательств прав на владение имуществом, оно остается в госсобственности и реставрируется за счет средств от туризма, в которых, как правило, нет недостатка.
В Польше государство доплачивает собственнику памятника 23% от суммы его затрат на восстановление.
В Великобритании и Голландии много общественных фондов и организаций, которые берут на себя функции сохранения памятников, аккумулируют средства на их содержание, они часто выкупают памятники, реставрируют их и включают в туристические маршруты.
Во многих европейских странах часто используется механизм доверительного управления. Правда, в отличие от западных фондов, восстанавливающих памятники за счет средств от туризма, немногочисленные субъекты доверительного управления в России пока занимаются в основном субарендой.
Обзор составлен на основании материалов журнала «МИР&DOM».