Физическое развитие детей является важным показателем здоровья растущего организма и имеет выраженную социальную обусловленность, а такие антропометрические параметры, как длина, масса тела, окружность грудной клетки имеют значение ценных санитарно-гигиенических показателей, в известной степени отражающих влияние разнообразных факторов внешней среды на состояние здоровья детской части населения.
Физическое развитие – сложный социально-биологический процесс, представляющий совокупность морфологических и функциональных свойств организма, а также признаков характеризующих биологическое развитие и соответствие их паспортному возрасту на данном этапе развития. Физическое развитие имеет две стороны процесса – рост и развитие. Под ростом понимается количественное изменение, связанное с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие – это качественное изменение, дифференцировка органов и тканей, их функциональное совершенствование.
|
|
На всем этапе созревания (от момента рождения до полной зрелости) процессы роста и развития организма имеют следующие закономерности:
1) неравномерность темпов роста и развития (каждому возрасту свойственны свои анатомо-физиологические особенности);
2) чем моложе организм, тем более интенсивно протекают процессы роста и развития;
3) процессы роста и развития имеют половые различия;
4) биологическая надежность функциональных систем и организма в целом;
5) обусловленность процессов как генетическими, так и средовыми факторами.
Знание этих закономерностей необходимо врачу: именно они объясняют деятельность отдельных органов и систем, а также их взаимосвязь, функционирование целостного организма и его единство с внешней средой. Исследованию физического развития принадлежит особая роль среди клинико-диагностических методов.
Анализ физического развития детей и подростков проводятся с целью:
а) выявление закономерностей роста и развития;
б) индивидуальной оценки достигнутого уровня физического развития и степени его гармоничности;
в) оценки состояния здоровья детского населения и отдельных коллективов;
г) изучение влияния факторов окружающей среды, а также учебной, трудовой, спортивной деятельности;
д) оценки эффективности профилактических мероприятий.
Для оценки физического развития детей и подростков необходимо определить:
1. Антропометрические признаки:
а) соматометрические – рост (суммарный показатель пластических процессов), масса тела (показатель развития костно-мышечной системы) и окружность грудной клетки (развитие грудных и спинных мышц, функциональное состояние органов грудной клетки).
|
|
б) соматоскопические – состояние кожных покровов и слизистых оболочек (цвет, тургор, чистота, влажность), степень жироотложения, состояние опорно-двигательного аппарата (костяк, форма грудной клетки, позвоночник, форма ног, форма стопы).
2. Физиометрические признаки – ЖЕЛ; АД; мышечная сила, пульс, экскурсия грудной клетки и т.д.
Для характеристики уровня биологического развития используют следующие показатели:
1) погодовые приросты массы и длины тела
2) количество постоянных зубов
3) степень оссификации костей
4) степень полового созревания (вторичные половые признаки):
- для девочек – оволосение подмышечных впадин (Ах) и лобка (Р), развитие молочных желез (Ма), время первой менструации (menarhe) и установление регулярного цикла (Menses).
- для мальчиков – оволосение подмышечных впадин и лобка, мутация голоса (V), оволосение лица (F), развитие кадыка (L).
Каждый из показателей имеет индекс от 0 до 4, характеризующий степень развития признака.
Для оценки физического развития пользуются двумя методами:
- индивидуализирующий (продольный) – позволяет выявлять особенности роста и развития индивидуума, связанные с конкретными условиями жизни (характер режима, питание, перенесенные заболевания), а также изучать скорость его соматического развития на протяжении всего периода роста.
- генерализирующий (метод поперечного сечения популяции) – массовое исследование физического развития больших групп детей в относительно короткие сроки.
При индивидуальной оценке физического развития можно применять различные методы.