Очищение, просветление, соединение

Многие обряды очищения носят апотропический (охранительный) характер, т.е. при­званы отгонять опасные для человека силы или злых духов. Обычно для этого зажигают огонь, используют волшебные круг, жесты или взгляд. Наряду с апотропическими суще­ствуют элиминаторские (удаляющие) об­ряды, с их помощью уничтожают нечто табуиро­ванное, в первую очередь, то, что считается греховным. В такие обряды входит обнажение или со­вершение обрядовых действий в нагом виде, однако практикуется и надевание спе­ци­аль­ных покровов и одежд. Очищение достигается также с помощью обла­дающих силой суб­станций – огня, воды и крови. Обряды очищения в более высоких формах набожно­сти олицетворяют прощение грехов и спасение. В христианском учении вместо крови лю­дей и животных используется вино – символ крови распятого Христа. Распространенные иудей­ские обряды, свя­занные с кровью, рассматриваются в Послании к евреям как все­объем­лющая подготовка великой искупительной жертвы Иисуса. Очищает и изгоняет де­монов также воздержание от сна (всенощные), пищи (посты) и половой жизни (аскеза). Послед­нее бывает кратковременным (перед совершением культовых действий или в свя­щенное время) и постоянным (целибат священ­ников и монахов). Воздержание – это уже часть жертвы, принесение боже­ству собственной жизненной силы и воли.

Жертвой является не только подношение определенных даров (еды, напит­ков, благово­ний, животных и людей) божеству, которое осмысляется как личность, но часто лишь умерщвление живого существа. Жертва нужна не только для радости божества, но и для пробуждения его волшебной силы, чтобы оно, в свою очередь, могло одарить человека. Первые растительные, животные и человеческие жертвы были не только выражением признатель­ности и благодарности, но и должны были помочь магическим образом вли­ять на плодородие. В жертве постоянно переплетаются антропоморфные и волшебные симво­лические ряды. Особой формой человеческой жертвы ста­новится королевская жертва, ко­гда волшебная сила стареющего или попав­шего в несчастье короля продолжает жить в его более молодом наследнике. Жертва мертвым приносится часто во время похорон в виде одновременного погребения с усопшим живых членов его семьи или подданных. Позже чело­веческие и животные жертвы заменяются фигурами людей и животных, жертвенными пирогами, деньгами или другими символами, например, вместо королевской жертвы ис­пользуют изгнание. Еще одной формой замены явля­ется принесение, в жертву волос (во­лосы как символ жизни представляли всего человека) и девственности – обрезание, каст­рация и сакральная прости­туция.

Более развитые религии, решительным образом отвергая волшебные и крова­вые жертвы, переосмысляют и одухотворяют их: хвалебная и благодарствен­ная молитва, изучение священных книг, исповедь, нравственные поступки и вручение собственной воли Богу считаются истинными жертвами. Не только человек, но и сам Бог представляется жерт­вующим. Сын Божий появляется в христианском учении о спасении как высший священ­ник, который сам при­носит совершеннейшую жертву на кресте Троице. Согласно пред­ставлениям, на которые повлияли эллинистические мистерии, эта жертва понимается как бескровная в таинственном акте евхаристии. Древнейшее представления всего человече­ства о спасении обретают здесь форму духовной веры.

Рассматривая прохождение по ступеням ритуала, Ф. Хайлер отмечал: человек от очище­ния поднимается к созерцанию и просветлению. В драме-мистерии он видит поступки и судьбу божества, которые воспроизводит в подража­тельных действиях. Особую значи­мость имеют смерть и воскрешение боже­ства плодородия (Осириса, Адониса, Аттиса). Античная драма-мистерия яв­ляется источником не только светской театральной драмы, но и святой хри­стианской литургии.

Глубокая потребность в единении с божественным воплощается в различных обрядах причастия. К священному предмету (камню, алтарю, изображению бога и т. д.) прикаса­ются, обнимают, целуют – считается, что его субстанция переходит в почитателя. Дру­гими формами божественной передачи сил яв­ляются помазание (при вступлении на цар­ский, престол, рукоположении, конфирмации, болезни, бракосочетании) и возложение рук на голову верую­щего (во время обрядов или при излечении больных). Эти формы пере­шли в христианские таинства. Еще одной такой формой является танец (особенно в мас­ках), который выполняет не только апотропическую и подражательно-драматическую функцию, но и мистическо-экстатическую. Мистическое единение происходит и во время обрядов полового общения во время “свя­щенной свадьбы”, не важно идет ли речь о непо­средственном сексуальном общении, или оно понимается символически.

Субстанциональное единение с божественным происходит при вкушении священной жертвенной еды и пьянящих напитков. Христианская вечеря ис­торически связана с ев­рейским благословением хлеба и вина, а также с вку­шением пищи во время мистических культов и языческими жертвенными трапезами вообще. Она означает не только единение с Христом и “телом Христа”, т, е. его общиной, но и обожествление, достижение бессмер­тия.

Различным формам субстанционального единения противостоит единение воль, выражае­мое актом договора, заключения союза в римской и в иудей­ской религиях. Обряды едине­ния стали излюбленными и в более высоких формах набожности. Dromenon (действие) перешло в legomenon (речь).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: