"Первичные означает "первый" и "первоначальный; первичный образ, следовательно, относятся к самым ранним проявлениям души. Человек наследует эти образы от своего родового прошлого, которое включает как его человеческих, так и предчеловеческих или животных предков". Карл Юнг.
В коллективном бессознательном содержатся психические "структуры" или архетипы. Это формы без собственного содержания, которые организуют и канализируют психологический материал. Их можно сравнить с сухим руслом реки, форма которого определит характеристики реки, когда по нему потечет вода. Юнг называет также архетипы "первичными образами", потому что они часто соответствуют мифологическим темам, которые вновь и вновь появляются в народных сказках и легендах различных времен и народов.
Те же темы могут быть обнаружены в снах и фантазиях многих индивидуумов. По_Юнгу, архетипы, как структурные формирующие элементы бессознательного, вызывают к жизни как индивидуальную фантазию, так и мифологию народов. Они появляются с определенной регулярностью – повторяющиеся типы ситуацией или фигур. Архетипические ситуации включают "приключения героя", "ночное морское путешествие", "битву за отделение от матери". Среди архетипических фигур можно встретить божественное дитя, двойника, старого мудреца, первоматерь.
|
|
"Существенно иметь в виду, что архетипы – это не просто имена или даже философские понятия. Это моменты самой жизни – образы, целостно связанные с живым индивидуумом эмоциональными связями". Карл Юнг.
История Эдипа – хороший пример архетипа. Это одновременно и мифологический, и психологический мотив, архетипическая ситуация отношений сына с родителями. Есть, разумеется, много других ситуаций, родственных этой, таких как отношение дочери к родителям, отношение родителей к детям, отношение между мужчиной и женщиной, между братьями и сестрами и т.д. Термин "архетип" часто неправильно принимается за означающий определенный мифологический образ или мотив. Но это – не более чем сознательные репрезентации... Архетип – это тенденция формировать такие репрезентации мотива – репрезентации, которые могут сильно различаться в деталях, не теряя основной структуры. Есть, например, много репрезентаций мотива вражды братьев, но сам мотив остается тем же".
С данным архетипом может ассоциироваться большое разнообразие символов. Например, архетип матери охватывает не только индивидуальную реальную мать человека, но также все материнские фигуры, равно как и фигуры кормящих и воспитывающих. Сюда входят вообще женщины, мифический образ женщины (как Венера, Дева Мария, Мать Природа), и такие символы подержания и воспитания-кормления, как "церковь" или "рай". Архетип матери включает не только положительные фигуры, но также и негативные, такие как угрожающая, доминирующая или удушающая мать. В средневековье, например, этот аспект архетипа кристаллизовался в образ ведьмы.
|
|
Юнг писал: "Содержание архетипа может быть интегрировано в сознание, но не они сами. Архетип не может быть устранен посредством интеграции, так же как посредством отказа принимать его содержание в сознание. Архетип остается источником для канализации психических энергий, во все время жизни, и с ним постоянно нужно иметь дело".
Каждая из основных структур личности – тоже архетип; и среди них можно назвать Эго, персону, тень, аниму (у мужчин) и анимуса (у женщин) и самость.